ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
КАИН И АВЕЛЬ
= Каин и Авель: Арх. о., Песк., 79 (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); б. м., Рыбн., 262; Тих. Лет. 4, 77; Каин и Авиль: Смол. г., Добр., 197; Кавель и Авель: Арх. о., Ив., 21. (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); те же, 2 брата на месяце: Арх. г., Майк., 454; Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1366; Каин и первый человек Абель: Олон. г., Мансикка, 211; Месяц Каин и его брат Авель: б. м., Щуров, 163. Ср. Месяц Месяцович
, Каер и Лаер
, Афис-Кафис
.
( 9 упоминаний.
КАЯН
= Бесица, горящие глаза, железные руки, верблюжьи волосы - Каяна виденье: б. м., Новомб. 07, 223. Ср. Каин и Авель
.
( 1 упоминание.
( Братья исцеляют: людей от зубной боли (преобладает); людей от грыжи; людей от кровотечения из ран; людей от ураза (ушиб, рана).
( В заговорах от зубной боли частый мотив диалога с мертвым братом (или с Месяцем
). В текстах от кровотечения из ран мотив колотья и резания ножами, отсутствия раны, крови и опухоли после убийства. Зафиксирован инверсионный мотив "Авель Кавеля убил".
( Мотив помещения Каина, убившего брата, на Луну восходит, по-видимому, к апокрифической богомильской книжности. Например, в болгарском "Сказании из [книги] Бытия", являющемся фрагментом т. н. Беловского сборника (конца XVII в.), дается такой ответ на вопрос "Ради чего Бог поставил Каина на Луне?": "Дабы видел блага, которых лишился, и дабы видел зло, оставшееся после него" (цит. по: Бадаланова 1997, 44; там же см. другие книжные источники поверья и его отражения в болгарских народных представлениях).
( ( У восточных славян было широко распространено воззрение, что Каин и Авель видны на лунном диске (см., напр., украинские данные в: Чубинский 1872, 7 [Чубинський 1995, 1, 16-17]); о том же говорят и архангельские сведения: Ефименко 1877, ч. 1, 171, 185.
( Поляки считали, что на луне видны Kain i Abel: первый убил второго за то, что тот "skladal lepsze snopy" (Relacje... 1989, 114); см. также: Slownik 1996, 166. Болгары полагали, что на луне два брата (Каин и Авель), один из которых убил другого и носит на спине. Называется и причина убийства - неспособность разделить имущество (см.: Бадаланова 1997, 44-45). Поверье о том, что на луне видны Каин и Авель, известно и у румын; см.: Свешникова, Цивьян 1979, 170.
АДАМИЙ ДЕДУШКА, БАБУШКА АДАМУШКА
= Дедушка Адамий, бабушка Адамушка: Арх. о., Адоньева, 36; там же, 37; дедушка Адам и бабушка Адамушка: там же, 37; дедушка Адамушка: там же, 23 (ср. Адам
, Романушка
, Доманушка
, Отаманушко
).
( 4 упоминания (1 раз без бабушки).
( В приговоре, когда приведешь в дом новую скотину. Только дедушка Адамушка - в приговоре при переходе в новый дом.
( К ним обращаются с просьбой: "примите вновь прибывших скотинок". К дедушке: "пусти с серой кошечкой пожити"
( Очевидно, домовой и его жена
ДЕДУШКО-ДОМОВЕДУШКА, БАБУШКА-СЕРАФИМУШКА
= Дедушко-Домоведушка(о), бабушка-Серафимушка: Арх. о., Адоньева, 24, 35.
( 2 упоминания.
( В принципе нарицательная номинация Домоведушка рядом с антропонимом Серафимушка как бы "подтягивается" до статуса имени собственного.
( При переезде в другой двор их приглашали специальным приговором с собой. Во втором тексте заботятся о скотине.
( Очевидно, домовой и его жена
ВЕЗИ, ПУЗИ, СИНИ СЫНОВЬЯ БАБЫ-ЯГИ
= Три сына Бабы-Яги: Вези - вяжет килу, Пузи - пузит ее, Сини - синит: судное дело 1728 г., Барсов 1893, 218 (ср. Баба-Яга
).
( 1 упоминание.
( Имена их, вероятно, представляют собой онимизированные императивы (хотя не исключен и обратный вариант).
( Исцеляют: людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа).
ДОНСКОЙ, МОРСКОЙ, ВОДЯНОЙ ДЕДУШКА
= Дедушко Донской, дедушко Морской, дедушко водяной: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2733 (из контекста ясно, что все три воспринимаются как один персонаж). Ср. Донской царь
.
( 1 упоминание.
( "Дедушкой" обычно эвфемистически называли домового. Донской в таком случае может восходить к слегка искаженному в результате табуирования слову дом, превратившемуся в Дон. Ср. обычное обращение к домовому дедушка или дядя. С другой стороны, общий "водяной" ряд заставляет предполагать здесь все же водяного: перед нами своеобразная контаминация домового дедушки и морского царя. О последнем в русском фольклоре см.: Афанасьев 1868, т. 2, 211(213.
( Исцеляет людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
ДОНСКОЙ ЦАРЬ
= Чарь (т. е. 'царь') Донской, зверь морской, дедушка водяной: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2776. Ср. Донской, морской, водяной дедушка
.
( 1 упоминание.
( См. комментарий к Донской, морской, водяной дедушка
.
( Исцеляет людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Просьба дать водицы ключевой на уроки и пр.
ОТАМАНУШКО ДЕДУШКА ДОМОВОЙ
= Дедушка Отаманушко: Арх. г., Ефим. 2, 158.
( 1 упоминание.
( Защищает: скот от всех несчастий.
РОМАН ДЕДУШКА, РОМАНОВНА БАБУШКА
= Дедушка Роман, бабушка Романовна: Волог. о., Адоньева, 19 (ср. Романушка, Доманушка
и др. подобные пары).
( 1 упоминание.
( Об имени дедушки и бабушки см.: Романушка, Доманушка
.
( Защищают: скот от всех несчастий.
( Приговор при оставлении дворовому подарка - кусочка холста.
( Очевидно, дворовой с женой, практически отождествлявшийся с домовым.
РОМАНУШКА ДЕДУШКА, АТАМАНУШКА БАБУШКА
= Дедушка Романушка, бабушка Атаманушка: Арх. о., Адоньева, 34.
( 1 упоминание.
( Об имени дедушки см.: Романушка, Доманушка
.
( В приговоре, когда приведешь в дом новую скотину.
( К дедушке обращаются с просьбой поить, кормить, гладить корову, не бить ее и не давать жене и детям делать этого.
( Очевидно, домовой и его жена.
РОМАНУШКА ДЕДУШКА, ДОМАНУШКА БАБУШКА ДОМОВЫЕ
= Домовые дедушка Романушка и бабушка Доманушка: Арх. о., Аст., 47-48 (ср. Романушка, Ософья Соломитьевна
).
( 1 упоминание.
( Имя бабушки явно отсылает к слову дом, но и к христианскому имени Домна, а имя дедушки оказывается по сути тем же, но слегка замаскированным при помощи обычного для образования табуистических и заместительных (например, в загадках) номинаций изменения начального консонантизма. Ср. диал. нарицательное название домового на Русском Севере доможил, доможир и т. п. (напр., обращение дедушко-доможирушко в приговоре при входе в новый дом: Арх. о., Адоньева, 22), а также Домоведушка
.
( Защищают: скот от всех несчастий. Пускают во двор корову, опекают и холят ее, не дают обидеть.
( Очевидно, домовой и его жена.
РОМАНУШКА ДЕДУШКА, ОСОФЬЯ СОЛОМИТЬЕВНА БАБУШКА
= Дедушка Романушка, бабушка Ософья Соломитьевна: Арх. о., Адоньева, 38 (ср. Романушка, Доманушка
).
( 1 упоминание.
( Об имени дедушки см.: Романушка, Доманушка
.
( Защищают: скот от всех несчастий.
( Очевидно, домовой и его жена.
ЧУДА ВОДЯНОЙ
= Чуда Водяной: б. м., Сах., 22.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Берет больной зуб у заговаривающегося.
Ср Окт 16 2024, 11:15 автор Огнея
» Свистелка
Пн Окт 14 2024, 10:50 автор Ангелиада
» В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете оккультных услуг.
Сб Окт 12 2024, 19:01 автор Ангелиада
» Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.
Пт Окт 04 2024, 11:33 автор Триникси
» ЧИСТКА. СВЕЧИ С ТРАВАМИ И ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Пн Сен 30 2024, 16:41 автор Venera
» Материнский заговор оберег на солдата
Пн Сен 30 2024, 16:36 автор Venera
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Пн Сен 23 2024, 14:09 автор Ariana
» Кристаллы и травы Мабона: 22 для ваших ритуалов осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:52 автор Триникси
» Осенние боги и богини: 14 божеств урожая и загробной жизни
Сб Сен 21 2024, 21:44 автор Триникси
» Магия тыквы: 12 способов использовать тыкву в своей практике
Сб Сен 21 2024, 21:29 автор Триникси
» Благословения, символы и заклинания Мабона для Зачарованного равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:20 автор Триникси
» 55 ВЕСЕЛЫХ языческих занятий осенью Плюс мощные ритуалы
Сб Сен 21 2024, 20:17 автор Триникси
» Как провести Ритуал благодарности на Мабон
Сб Сен 21 2024, 19:28 автор Триникси
» Обряды, ритуалы и способы празднования Мабона, Осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 19:23 автор Триникси
» Ритуал изобилия на Мабон (осеннее равноденствие)
Сб Сен 21 2024, 19:05 автор Триникси
» Традиции празднования Мабона
Сб Сен 21 2024, 18:49 автор Ariana
» Мабон. Осеннее равноденствие
Сб Сен 21 2024, 18:45 автор Ariana
» Пятница 13
Пт Сен 13 2024, 18:39 автор Триникси