автор Огнея Пн Мар 09 2020, 16:49
ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
СИДОР, СИМОН, ОНИСИМ, ОСИП
= Четыре брата: Сидор, Симон, Онисим, Осип: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 57-59.
( 2 упоминания.
( Можно предположить, что выбор имен братьев определен причинами исключительно формальными. Разложим имена по двум табличкам:
СИ...О... и ...Д...Р
СИ...О... ...М...Н
О...СИ... ...Н...М
О - СИ... .......П
Нетрудно заметить, что все четыре имени фонетически "обратно симметричны" по отношению к двум воображаемым осям симметрии. Имеет место двойная инверсия. Можно было бы предположить здесь магическую анаграмму (роль анаграмматического принципа в индоевропейской поэзии показана еще де Соссюром, исследования в этом направлении ведутся и сейчас - см.: Топоров 1987а), например, *semen- в связи с любовной направленностью одного из текстов; более того, заметим, что имя Ярила, записанное так называемой "тарабарской грамотой", широко использовавшейся на Руси для зашифровки тайных и запрещенных, в том числе заговорных текстов, выглядело бы Ямиса, а прочтенное с конца (тоже весьма распространенный прием) - Асима, что могло бы пролить свет на происхождение анаграммы. Впрочем, такие гипотезы едва ли могут быть доказаны. Ср. Симеон и Герасим. Братья также явно напоминают встречающиеся в присушках четыре ветра.
( Помогают вызвать (присушить) чью-либо любовь.
Исцеляют: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.;
( Находятся в гридне в чистом поле в восточной стороне.
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ЗАХАРИЙ, МАКАРИЙ, СЕСТРЫ ДАРЬЯ, МАРЬЯ, УЛЬЯНЬЯ
= Захарий и Макарий, сестры Дарья, Марья и Ульянья: Симб. г., Майк., 45; Захарий и Макарий многомилосливы (без сестер): Олон. г., Мансикка, 192 (Ср. Макарий).
( 2 упоминания (1 без сестер).
( Имена сестер напоминают о круге имен персонифицированных звезд и змей.
( Исцеляют: людей от, порчи, сглаза и пр.; людей от зубной боли.
( В первой функции мотив отстреливания "притч и призоров".
ДАНИЛА(-О) МУЖ
= Едет Данило на белой кобыле: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 6559; то же (Данила): ФЭ-10: 6604.
( 3 упоминания.
( Исцеляет: людей от кровотечения из ран.
( Мотив всадника, останавливающего кровь.
АНАСТАСИЯ ДЕВИЦА
= Девица Анастасия: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 503; б. м., Щуров, 166. Ср. имена звезд.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от кровотечения из ран.
( Мотив зашивания раны, в котором выступает обычно безымянная девица или Богородица. Зашивает рану тремя красными иглами, тремя шелковыми красными нитками.
МАЙ
= Молодой Май и его 9 жен: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 1920-1921, 5448. Ср. Хай, Май, Якоф.
( 2 упоминания.
( Исцеляют: людей от чирья.
( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6 (очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая).
МАРЬЯ И МАРЕМЬЯНА СЕСТРЫ
= Сестрицы Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 28; девицы Мария и Маремьяна: Арх. о., Сав., 169 (то же: Песк., 120); идет Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 29.
( 2 упоминания.
( Имена близки к именам звезд, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья и Мария; Марья, Дарья, Соломида, сестер Лазаря (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.
( Исцеляют: младенцев от сглаза, переполоха (испуга); от нечистых духов.
МАРЬЯ И МАРИЯ
= Марья и Мария: Арх. о., Песк., 118; Марья-Мария: Арх. о., Ив., 28.
( 2 упоминания.
( Имена близки к именам звезд, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также Мария да Маремьяна, сестер Лазаря (к ним, вероятно, восходит генетически), бабушку Соломониду; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.
( Исцеляют: людей от исполоха (испуга); людей от сглаза и нечистых духов.
( Вероятно, персонажи восходят к образу сестер Лазаря Марфы и Марии.
РЮХА-БАБА
= Рюха-баба: Арх. г., Мансик., 128; Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6660.
( 2 упоминания.
( Ср. рюха - диал. 'свинья' (Даль 1991, т. 4, 123).
( Исцеляет: людей от ожога.
( В первом тексте сидит на синем камне в океане-море на каленой сковороде, во втором - сидит в поле, а сковороду держит.
АКСИНЬИ ТРИ ЖЕНЫ
= Три жены Аксиньи: б. м., Бусл., 1511-1513.
( 1 упоминание.
( Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.
( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81).
АНИКАН МУЖИК
= Мужик Аникан: Орл. г., Майк., 481.
( 1 упоминание.
( Имя анаграмматически кодирует основную заклинательную формулу заговора: ср. Аникан - не кань.
( Исцеляет: людей от кровотечения из ран;
( Едет (вероятно, на коне) и говорит: "Как слюна моя не канет, так руд( <кровь - А. Ю.> у (имя рек) не канет". Мотив ворона, который летит через синее море и несет иглу с ниткой зашивать рану.
( Ср. Анику-воина.
( Ср. "чоловик Ныкин без рук, без ниг, без очей, без ричей, без плечей" из украинского свадебного оберега (И(вано)в 1886, 359).
АННЫ-ПАННЫ
= Две Анны-панны: Смол. г., Добр., 200.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от порчи.
( Сидят в избушке на берегу Черного моря, принимают на себя от человека порчу; "маладых малайцо( женють, а дявиц замуж атдають".
( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81).
АНТИПА МЕСЯЦ
= Месяц Антипа праведный: Вятск. о., Иван., 73.
( 1 упоминание.
( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы, зубного целителя.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Мотив отсутствия зубной боли.
АНТИПИЙ БРАТ МЕСЯЦА
= Месяц млад, у тебя есть Антипий брат: Вятск. о., Иван., 73.
( 1 упоминание.
( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы, зубного целителя.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( "Месяц млад! У тебя есть Антипий брат. У него никогда зубы не болят..."
АФИС-КАФИС, ИСУС-ХРИСТОС
= Афис-Кафис, Исус-Христос: Арх. о., Адоньева, 109.
( 1 упоминание.
( Перед нами последняя степень искажения имен Каина и Авеля, когда они не только изменяются практически до неузнаваемости, но по сути лишаются статуса собственных имен, переходя в разряд псевдомагической абракадабры (ср. также формулы детских считалок типа эники-беники). Аргументом в пользу того, что перед нами уже не имена персонажа(ей) является единственное число глагола в тексте ("Афис-Кафис, Исус-Христос, исцели у рабы Божией <...> костяную болесть зубов"), как и после слившихся в один парных персонажей типа Козьма-Демьян.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
ДИОНИСИЙ НАРОЛЬ
= Дионисий нароль (король?): б. м., Забыл., 357.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Только Русской церковью канонизированы 3 Дионисия. Известнейшие дни памяти: священномуч. Дионисий Ареопагит - 3 окт., священномуч. Дионисий Александрийский - 5 окт., отрок Дионисий - 22 окт. Королей или царей среди них нет.
ДОДОН БАТЮШКА
= Батюшко Додон, додонска матерь божья: Вятск. о., Иван., 66.
( 1 упоминание.
( Эпитет Божьей Матери, вероятно, восходит к Донская.
( Исцеляет: младенцев от испуга и переполоха.
( Находятся на море-Океане; просьба укрепить у младенца "в головке гнездышко лучше старого, крепче прежнего".
( Царь Додон, очевидно, заимствованный из фольклорных источников, - персонаж "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина.
ЕРОФЕЙ, ДОРОФЕЙ, ОНДРЕЙ ТРИ БРАТА ПИРАТОРЫ
= Три брата пираторы (так!) Ерофей, Дорофей, Ондрей: Арх. о., Аст., 50.
( 1 упоминание.
( Напрашивающееся "императоры" совершенно неуместно.
( Исцеляют: скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги).
( Ср. трех братьев в украинском тексте: Дыныс, Борыс, Лывко (Черепан., 81). Триада вообще - один из основных принципов организации "оборонительных" клише в индоевропейской заговорной традиции; см.: Раденкови( 1982, 16.
ЕФЕТ, САФЕТ, ЕРАКИЙ МЕРТВЕЦЫ ПРАДЕДЫ
= Мертвецы прадеды Ефет, Сафет, Еракий: Волог. г., Зелен., 232.
( 1 упоминание.
( Исцеляют: людей от зубной боли.
( Имя Ефет и титул прадеды позволяет сопоставить троицу с сыновьями ветхозаветного праотца Ноя Симом, Хамом и Иафетом; ср. также греч. бога Гефеста, в древнерусской передаче - Ефестъ.
ЖУБРИЛО МУЖ
= Бел муж Жубрило: Арх. г., Ефим. 2, 185.
( 1 упоминание.
( Имена на -ило осознаются как отглагольные образования уже в XV в., до того же характеризовались уменьшительным значением (см.: Сузанович 1976, 75). По Далю (1989, т. 1, 546), жуборить, жубрить - 'есть с трудом на одни зубы; жевать мешкотно, кое-как' (влад., влгд., прм.) // Олон. 'шамкать, говорить вяло, невнятно, либо тихо, вполголоса'. Отглагольное существительное от последнего жубря. Если же предположить, что -б- является результатом переосмысления или описки, то ср. также журила - 'брюзга, ворчея, клопотун', а также 'гулящая женщина или девка' (Даль 1989, т. 1, 548). Ср. также теоним Ярила. Можно предположить, что перед нами своего рода субститут-заменитель исходного мифологического теонима в результате табуирования или просто гонений на язычество.
( Помогает: в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (загоняет горностаев в ловушки).
( Мотив белого человека на белом коне (его бьют серебряным прутом, полученным от Богородицы).
ЗАХАР МАГДАЛИНЫВИЧ, ЖЕНА ДАРЬЯ, СЫН НИКИТА
= Жи( бы( Захар Магдалинывич, жана Дарья, а сын Никита: Смол. г., Добр., 214.
( 1 упоминание.
( Помогают: от притки (сглаз).
ЗВЕРИОНА И ВИОНА МАТУШКИ
= Матушки Звериона и Виона: Рязан. о., Череп., 81. Ср. Соломония бабушка.
( 1 упоминание.
( Защитницы.
ИВАН МАРИИН СЫН
= Иван (Мариин сын): ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 493, 507.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Мотив отстреливания болезней.
ИВАН МЕРТВЕЦ
= Иван мертвец: Арх. г., Ефим. 2, 201-202.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Лежит в гробнице в Лазаревой церкви, ведет диалог с мертвым Лазарем; ср. Макария.
ИЛЬЯ МУРОВЕЦ
= Илья Муровец: Амур, Азад., 08.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от болезней, в том числе усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396).
( Известный былинный богатырь. Впрочем, существовал и святой Илия Муромский (память 19 декабря), нетленные мощи которого хранились в Киеве. Но никакой подтвержденной связи между ним и эпическим образом не обнаружено (об этом см., напр.: Пыпин 1891, т. 1, 303).
КАЕР И ЛАЕР
= Два брата Кaеp и Лаер: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6652. Ср. Каин и Авель.
( 1 упоминание.
( Завершают осуществившийся в результате ряда фонетических искажений и последующих переосмыслений "переход" библейских персонажей Каина и Авеля в разряд фольклорных.
( Исцеляют: людей от кровотечения из ран.
( На сером горючем камне "ножами резались, углами кололись", но крови никто не видел.
МАРЕМЬЯНА ДЕВИЦА
= Прекрасна девица Маремьяна: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8056-8057.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Сидит в чистом поле в топящейся медной печке.
МАРИНА
= Марина на сивой кобыле: Орл. г., Попов, 248.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от кровотечения из ран.
( "Кобыла устала и кровь у раба Божьяго (имя) стала" (ср. Аникан, Данила).
МАРИНА И МАНДАЛИНА БАБУШКА
= Бабушка Марина и Мандалина: Арх. о., Смирн., 49 (ср. Соломония бабушка).
( 1 упоминание.
( Фольклорная трансформация имени Марии Магдалины.
( Исцеляет: младенцев от бессонницы.
( Мыла и "щелучила" истинного Христа.
МАРИЯ, ЕЕ СЫН ИВАН
= Мария, ее сын Иван: Олон. г., Срезн. 13, 507.
( 1 упоминание.
( Исцеляют: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Иван колет и отстреливает порчу.
МАРЬИ ДВЕ СЕСТРЫ, ТРЕТИЙ БРАТ МИКИФЫР
= Две сястры Марьи, третий брат МикЕфыр: Смол. г., Добр., 193.
( 1 упоминание.
( Исцеляют: от грыжи.
( "А у брата Микифыра конь кар. Грызь пиристань..." - мотив, скорее свойственный заговорам от крови.
МАРЬЯ, ДАРЬЯ, СОЛОМИДА СЕСТРЫ
= Три сестры - Марья, Дарья, третья Соломида: Арх. о., Ив., 28.
( 1 упоминание.
( Имена близки к именам звезд, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья-Мария; Мария да Маремьяна, сестер Лазаря (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.
( Исцеляют: людей (младенцев) от сглаза, переполоха, нечистых духов.
СИМЕОН И ГЕРАСИМ
Симеон и Герасим: Арх. г., Майк., 502.
( 1 упоминание.
( Как и в случае четырех братьев (Сидор, Симон, Онисим, Осип), в их именах встречаем аллитерацию на "сим", что заставляет задуматься, не скрывается ли здесь анаграмма или не зашифровано ли имя языческого персонажа-целителя. В частности, заметим, что имя Ярила, записанное "тарабарской грамотой", выглядело бы Ямиса, а прочтенное наоборот - Асима, что, быть может, проливает некоторый свет на происхождение указанной выше аллитерации. Ср. также Жубрило.
( Исцеляют: людей от всех болезней.
( Два сына Георгия Храброго, всадника на белом коне, отстреливающие болезни. Вообще мужские монофункциональные персонажи-одиночки или парные, не являющиеся святыми или царями, встречаются обычно в универсальном сюжете о всаднике (часто на белом или сером коне, в белой одежде и т. п.) останавливающем кровь, отгоняющем (отстреливающем) болезни или загоняющем зверей в ловушки.
ФЕФИЛАТЫ ДВА БРАТА
= Два брата Фефилата: Олон. г., Мансикка, 212. Ср. Филатий.
( 1 упоминание.
( Исцеляют: людей от зубной боли.
ФИЛАТИЙ РАБ БОЖИЙ
= Раб Божий Филатiй: Олон. г., Мансикка, 211.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Единственный в наших источниках случай, когда в качестве персонажа-защитника выступает некий "раб Божий".
ХАЙ, МАЙ, ЯКОФ ТРИ БРАТА
= Три брата: l. Хай. 2. Май. 3. Якоф: Амур, Азад., 010 (Ср. Май, Ерофей, Дорофей, Ондрей).
( 1 упоминание.
( Защищают: оружие от порчи.
( Находятся на Сеян-горе (см. Сион), мотив отстреливания из луков.
( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6 (очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая); и трех братьев: Дыныс, Борыс, Лывко (Черепан., 81).
ХАРЛААМ БРАТ МЕСЯЦА
= Харлаам: Волог. о., Адоньева, 107 (ср. Месяц Месяцович).
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( "Месяц млад, У тебя есть брат, Брат Харлаам. У Харлаама есть зубы и скулы..."
( Такого полного христианского имени не существует. Ср. Харалампий (10 февр.).
ПРОЧИЕ
ХОВРОН ХОВРОНЫЧ, ХОВРОНЬЯ ЕГО ЖЕНА
= Ховрон Ховронычь и жена его Ховронья: Тобольск. г., Майк., 561.
( 1 упоминание.
( В испорченном тексте с функцией защищать людей от огнестрельного оружия.
( Идут в лес.
ИМЕНА ЧАСТЕЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
ЕФИМ
= Ефим: Вятск. о., Иван., 81.
( 1 упоминание.
( Эвфемистическое наименование мужского члена в заговоре от полового бессилия. _________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.
Сегодня в 12:40 автор Добрый Фей
» Свистелка
Вчера в 10:45 автор Триникси
» Юмор в картинках-2
Чт Ноя 21 2024, 17:10 автор Чахлик Невмирущий
» Женская энергия и живот
Чт Окт 24 2024, 16:40 автор Алиса Чудесная
» Как наши предки следили за своей энергией
Чт Окт 24 2024, 16:39 автор Алиса Чудесная
» В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете оккультных услуг.
Сб Окт 12 2024, 19:01 автор Ангелиада
» Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.
Пт Окт 04 2024, 11:33 автор Триникси
» ЧИСТКА. СВЕЧИ С ТРАВАМИ И ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Пн Сен 30 2024, 16:41 автор Venera
» Материнский заговор оберег на солдата
Пн Сен 30 2024, 16:36 автор Venera
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Пн Сен 23 2024, 14:09 автор Ariana
» Кристаллы и травы Мабона: 22 для ваших ритуалов осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:52 автор Триникси
» Осенние боги и богини: 14 божеств урожая и загробной жизни
Сб Сен 21 2024, 21:44 автор Триникси
» Магия тыквы: 12 способов использовать тыкву в своей практике
Сб Сен 21 2024, 21:29 автор Триникси
» Благословения, символы и заклинания Мабона для Зачарованного равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:20 автор Триникси
» 55 ВЕСЕЛЫХ языческих занятий осенью Плюс мощные ритуалы
Сб Сен 21 2024, 20:17 автор Триникси
» Как провести Ритуал благодарности на Мабон
Сб Сен 21 2024, 19:28 автор Триникси
» Обряды, ритуалы и способы празднования Мабона, Осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 19:23 автор Триникси
» Ритуал изобилия на Мабон (осеннее равноденствие)
Сб Сен 21 2024, 19:05 автор Триникси