Поиск
Последние темы
анализ
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 10, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 10 :: 3 поисковых системНет
Больше всего посетителей (354) здесь было Вт Янв 06 2015, 21:36
Праотцы и Патриархи в русских заговорах
Страница 1 из 1
Праотцы и Патриархи в русских заговорах
ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ИАКОВ ПАТРИАРХ
= Св. Иаков: Перм. г., Майк., 552; Яков (св.): Арх. г., Забыл., 366; Орл. г., Попов, 246; праотец Яков: Арх. г., Ефим. 2, 155.
( 4 упоминания.
( Помогает: испортить чужое охотничье ружье.
Защищает: людей от начальства.
Исцеляет: людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран (мотив копий).
( Святый Яков затыкает, замыкает копьями раны.
( Судя по контексту (иногда упоминается вместе с Авраамом
и Исааком
), имеется в виду ветхозаветный патриарх, родоначальник израильского народа (см.: Солярский 1881, т. 2, 128-131). Но праздновалось еще несколько Иаковов (13 янв., 9 авг., 9 и 23 окт., 26 и 27 нояб.), в том числе апостол Иаков.
( О молитвах в путь и на суд идущим с упоминанием Иакова см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 80.
( Ср. "св. Яков ис сыном сы Саком" в белорусском заговоре (Роман., 18).
АВРААМ ПАТРИАРХ (СВ.)
= Св. Авраам: Арх. г., Ефим. 2, 201; св. отец праведный Абрам: Ворон. г., Майк., 519: б. м., Рыбн., 257-258 (ср. Авраамей св.
).
( 3 упоминания.
( Помогает: улучшить урожай целебных трав (пашет поле для трав).
Исцеляет: людей от зубной боли (функция преобладает, часто - мотив диалога с мертвецом).
( Ветхозаветный патриарх: дважды упомянут вместе с Исааком, однажды - с Яковом. Конечно, возможны контаминации представлений: только Российской православной церковью канонизировано 9 Авраамиев, в т. ч. широко известный преп. Авраамий Смоленский († во второй половине XII в., память 21 авг.). Но учтем, что формы Авраам, Авраамий и Аврамий в церковном употреблении строго дифференцированы, библейскому патриарху может принадлежать только первая (см.: Успенский 1969, 215). Авраамий праздновался 14 февр., 23 марта; Аврамий - 4 февр., 1 апреля и др.
( Ср. в украинских заговорах: св. Аврам и его сын Самсон - от 77 трясавиц (Еф., 10), св. Аврам и его сын Осакий - от 70 "змиивныx дочок", Авраамий и его сын Исаакий - от 77 пропасныць, Авраамий и его сын Михайла - от 77 лихорадок (Иванов 1885, 740); "св. Оврам на се зилля орав", из молний росу собирал, скотине молоко прибавлял (Милор., 40; аналогичный текст: Драг., 24). В белорусских заговорах от лихорадки встречаются св. Аврамий и св. Сак(ий): Роман., 100.
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
АДАМ
= Адам: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; Майк., 553-555; Арх. о., Адоньева, 86; Волог. г., Иванов, 135; Попов, 235-237; Вятск. г., Майк., 503-504; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3633; ркп. из Костр. г., Вин. 2, 47; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Новг. г., Майк., 429-430; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 486, 498, 499, 507; Олон. г., Майк., 429-430; Симб. г., Майк., 552; Яросл. г., Балов, 428; отец Адам: Арх. о., Ив., 21; Песк., 79; человек Адамий: Олон. г., Мансикка, 211; Адамова голова: Арх. о., Ив., 21; Песк., 78. Имя Адам может также присваиваться домовому (см.: Адамий
).
( 26 упоминаний, из них 6 вместе с Евой
.
( Защищает(ют): людей от врагов вообще; людей от начальства; людей от огнестрельного оружия.
Исцеляет(ют): людей от всех болезней; людей от жабы (ангина, скарлатина); людей от кровотечения из ран (мотив всадника); людей от пьянства; людей от зубной боли (мотив его мертвого тела); людей от ураза (ушиб, рана; мотив мертвой головы).
( Част мотив беседы с его мертвым телом (в целительных функциях, преимущественно при лечении зубов); мотив его мертвой головы на Сиянской
или Алянской
горе (смешение с Голгофой, под которой, по христианским представлениям, находится череп Адама). В заговоре от крови едет в чистом поле на коне, "везе вострую саблю, секе он мертвое тело": МГУ-59, ФЭ-03: 3633. Адам и Ева упоминаются как начало всего ("с Адама земленнои начал, со Еввы семена земленные": Срезн. 13, 486; "отныне и до веки от отца Адама, от матери его": Ив., 21), своего рода мировые координаты ("Начинаютс# сиї словеса ^ самог Icсa Хса и ^ нбсны# силы ^ востоку и до запада, ^ лhта и до сhвера, ^ Адама и ко Евве": Срезн. 13, 507), как первые умершие ("Адам умер, Ева умерла, всю болезнь унесла"). Упоминается "цвет и трава Адамов крест": Майк., 553-555; др. названия ее - Адамова голова, мандрагора, ею рыболовы и охотники окуривали в чистый четверг свои сети, силки и ружья; см.: Афанасьев 1868, т. 2, 411; Чулков 1786, 3.
( Ср. в украинских заговорах название месяца на небе Адам, Адавьевич (Ефименко 1874 = Еф., № 17, 6; № 10, 4), см. также: Чубинский 1872, 126 (Чубинський 1995, 130), а также обращение к св. Адаму (Чубинський 1995, 131); возможно, в связи с известным поверьем, что пятна на нем - это сын Адама Каин, поднявший на вилы своего брата Авеля (см. Каин и Авель
).
ЕВА
= Ева: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; Волог. г., Иванов, 135; Попов, 237; Новг. г., Майк., 530-539; Арх. о., Адоньева, 86; бабка Ева: Арх. г., Забыл., 333; Евва: Новг. г., Майк., 429-430; Олон. г., Срезн. 13, 486, 507.
( Упомянута 10 раз, из них 6 с Адамом
.
( Форма с геминацией согласного Евва объясняется как результат ассимиляции из старого варианта Евга (Успенский 1969, 228).
( В белорусском заговоре Евой зовут змеиную царицу (Роман., 111).
АВЕЛЬ
Ни разу не упомянут самостоятельно. 9 раз вместе с Каином; см.: Каин и Авель
.
НОЙ
= Ной праведный: Арх. г., Забыл., 336-337; милостивый Ной: Волог. г., Шуст., 129-130.
( 2 упоминания.
( Появление его имени в зубном заговоре можно объяснить народной этимологией имени (или просто созвучием): зубы ноют.
( Защищает: охотничьи ловушки.
Исцеляет: людей от зубной боли.
( Известный ветхозаветный патриарх, спасшийся во время Потопа.
ИСААК ПАТРИАРХ
Исаак: Арх. г., Забыл., 366; б. м., Рыбн., 257-258.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Ветхозаветный патриарх, сын Авраама и Сарры.
( Ср.: Осакий, сын Оврама в украинском заговоре от лихорадок (Иванов, 740) и Исаакий, сын Авраамия (там же), а также (ы)Сак, сын Якова в белорусском тексте (Роман., 18).
ЕНОХ
= Енох: Тарск. окр., Майк., 501.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от всех болезней.
( Мотивы отстреливания болезней и заключения неба и земли.
( Известны 2 Еноха - сын Каина и допотопный патриарх. Последний, согласно переводному апокрифу, был взят живым на небо (см.: СКДР, т. 1, 40-41). В "Беседе Епифания с Андреем" упоминается в одном контексте с Илией, с которым связаны в заговорах те же мотивы (см.: Щапов 1863, 15).
ИОВ
= Иов: Арх. о., Аст., 72.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Мотив мертвеца, у которого не болят зубы. Ср. Лазаря
, выступающего в том же мотиве аналогичного текста.
( Память св. Иова многострадального - известного ветхозаветного праведника - 6 мая.
ИАКОВ ПАТРИАРХ
= Св. Иаков: Перм. г., Майк., 552; Яков (св.): Арх. г., Забыл., 366; Орл. г., Попов, 246; праотец Яков: Арх. г., Ефим. 2, 155.
( 4 упоминания.
( Помогает: испортить чужое охотничье ружье.
Защищает: людей от начальства.
Исцеляет: людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран (мотив копий).
( Святый Яков затыкает, замыкает копьями раны.
( Судя по контексту (иногда упоминается вместе с Авраамом


( О молитвах в путь и на суд идущим с упоминанием Иакова см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 80.
( Ср. "св. Яков ис сыном сы Саком" в белорусском заговоре (Роман., 18).
АВРААМ ПАТРИАРХ (СВ.)
= Св. Авраам: Арх. г., Ефим. 2, 201; св. отец праведный Абрам: Ворон. г., Майк., 519: б. м., Рыбн., 257-258 (ср. Авраамей св.

( 3 упоминания.
( Помогает: улучшить урожай целебных трав (пашет поле для трав).
Исцеляет: людей от зубной боли (функция преобладает, часто - мотив диалога с мертвецом).
( Ветхозаветный патриарх: дважды упомянут вместе с Исааком, однажды - с Яковом. Конечно, возможны контаминации представлений: только Российской православной церковью канонизировано 9 Авраамиев, в т. ч. широко известный преп. Авраамий Смоленский († во второй половине XII в., память 21 авг.). Но учтем, что формы Авраам, Авраамий и Аврамий в церковном употреблении строго дифференцированы, библейскому патриарху может принадлежать только первая (см.: Успенский 1969, 215). Авраамий праздновался 14 февр., 23 марта; Аврамий - 4 февр., 1 апреля и др.
( Ср. в украинских заговорах: св. Аврам и его сын Самсон - от 77 трясавиц (Еф., 10), св. Аврам и его сын Осакий - от 70 "змиивныx дочок", Авраамий и его сын Исаакий - от 77 пропасныць, Авраамий и его сын Михайла - от 77 лихорадок (Иванов 1885, 740); "св. Оврам на се зилля орав", из молний росу собирал, скотине молоко прибавлял (Милор., 40; аналогичный текст: Драг., 24). В белорусских заговорах от лихорадки встречаются св. Аврамий и св. Сак(ий): Роман., 100.
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
АДАМ
= Адам: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; Майк., 553-555; Арх. о., Адоньева, 86; Волог. г., Иванов, 135; Попов, 235-237; Вятск. г., Майк., 503-504; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3633; ркп. из Костр. г., Вин. 2, 47; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Новг. г., Майк., 429-430; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 486, 498, 499, 507; Олон. г., Майк., 429-430; Симб. г., Майк., 552; Яросл. г., Балов, 428; отец Адам: Арх. о., Ив., 21; Песк., 79; человек Адамий: Олон. г., Мансикка, 211; Адамова голова: Арх. о., Ив., 21; Песк., 78. Имя Адам может также присваиваться домовому (см.: Адамий

( 26 упоминаний, из них 6 вместе с Евой

( Защищает(ют): людей от врагов вообще; людей от начальства; людей от огнестрельного оружия.
Исцеляет(ют): людей от всех болезней; людей от жабы (ангина, скарлатина); людей от кровотечения из ран (мотив всадника); людей от пьянства; людей от зубной боли (мотив его мертвого тела); людей от ураза (ушиб, рана; мотив мертвой головы).
( Част мотив беседы с его мертвым телом (в целительных функциях, преимущественно при лечении зубов); мотив его мертвой головы на Сиянской


( Ср. в украинских заговорах название месяца на небе Адам, Адавьевич (Ефименко 1874 = Еф., № 17, 6; № 10, 4), см. также: Чубинский 1872, 126 (Чубинський 1995, 130), а также обращение к св. Адаму (Чубинський 1995, 131); возможно, в связи с известным поверьем, что пятна на нем - это сын Адама Каин, поднявший на вилы своего брата Авеля (см. Каин и Авель

ЕВА
= Ева: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; Волог. г., Иванов, 135; Попов, 237; Новг. г., Майк., 530-539; Арх. о., Адоньева, 86; бабка Ева: Арх. г., Забыл., 333; Евва: Новг. г., Майк., 429-430; Олон. г., Срезн. 13, 486, 507.
( Упомянута 10 раз, из них 6 с Адамом

( Форма с геминацией согласного Евва объясняется как результат ассимиляции из старого варианта Евга (Успенский 1969, 228).
( В белорусском заговоре Евой зовут змеиную царицу (Роман., 111).
АВЕЛЬ
Ни разу не упомянут самостоятельно. 9 раз вместе с Каином; см.: Каин и Авель

НОЙ
= Ной праведный: Арх. г., Забыл., 336-337; милостивый Ной: Волог. г., Шуст., 129-130.
( 2 упоминания.
( Появление его имени в зубном заговоре можно объяснить народной этимологией имени (или просто созвучием): зубы ноют.
( Защищает: охотничьи ловушки.
Исцеляет: людей от зубной боли.
( Известный ветхозаветный патриарх, спасшийся во время Потопа.
ИСААК ПАТРИАРХ
Исаак: Арх. г., Забыл., 366; б. м., Рыбн., 257-258.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Ветхозаветный патриарх, сын Авраама и Сарры.
( Ср.: Осакий, сын Оврама в украинском заговоре от лихорадок (Иванов, 740) и Исаакий, сын Авраамия (там же), а также (ы)Сак, сын Якова в белорусском тексте (Роман., 18).
ЕНОХ
= Енох: Тарск. окр., Майк., 501.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от всех болезней.
( Мотивы отстреливания болезней и заключения неба и земли.
( Известны 2 Еноха - сын Каина и допотопный патриарх. Последний, согласно переводному апокрифу, был взят живым на небо (см.: СКДР, т. 1, 40-41). В "Беседе Епифания с Андреем" упоминается в одном контексте с Илией, с которым связаны в заговорах те же мотивы (см.: Щапов 1863, 15).
ИОВ
= Иов: Арх. о., Аст., 72.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Мотив мертвеца, у которого не болят зубы. Ср. Лазаря

( Память св. Иова многострадального - известного ветхозаветного праведника - 6 мая.
_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.

Огнея- Школа современной магии
- Сообщения : 2749
Дата регистрации : 2013-02-17
Re: Праотцы и Патриархи в русских заговорах
ПРОРОКИ
ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ИЛИЯ
= Илия пророк: Арх. г., Ефим. 2, 174-175; Волог. г., Срезн. 03, 152; Шерем., 51-53; Иванов, 135; Симб. г., Майк., 524-525; Южн. Сибирь, Майк., 499-500; св. Илия милостивый: Арх. г., Ефим. 2, 189-191; св. Илия: Костр. г., Вин. 1, 40-43; св. гсдрь Иль< пророк: ркп. XVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 493-494; чудотворец батюшка Илья пророк: Минус. о., Путилов, 52; Илья пророк: Арх. г., Забыл., 334; Майк., 528; Попов, 228, 246; Вятск. г., Майк., 503-504; Осокин, 4; Забайк. о., Майк., 543; Новг. г., Майк., 444, 530-539; Орл. г., Попов, 225, 230; Перм. г., Майк., 498; Сарат. г., Майк., 483-484; б. м., Афан. 14, 83-84; Даль, 37; Забыл., 323, 334, 346, 356; Майк., 561; Илья: Волог. г., Костр. г., Сокол., 15; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 489; б. м., Афан. 1, 471; Ефим. 2, 212; батюшка Илья: Омск. о., Майк., 501; св. пророк Илья єезвитянин: Арх. г., Майк., 577-580; (другой список предыдущего текста) Забыл., 327-334.
( 36 упоминаний.
( Помогает: найти клад; в охоте; в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки); в охоте на зайцев (завлекает в ловушки); улучшить урожай хлеба; улучшить урожай целебных трав; вызвать дождь и прекратить его.
Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от нечистых духов (дьявола); младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от разбойников; от любого оружия; людей от огнестрельного оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий; скот от медведей, волков и пр.
Исцеляет: людей от всех болезней; людей от кочи (неясная болезнь, которую также выгоняет всадник на белом коне [см: Дмитриева 1982, 39]; возможно - корчи или порча); людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц и нечистых духов; младенцев от уроков, сглаза, порчи, переполохов и т. п.; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; скот от всех болезней.
Избавляет от огненного змея, летающего к девице.
( Часто с Илией связаны мотивы грома и молнии, отстреливания и огненных стрел, а также заключения неба и земли (в связи с последним ср. Второзак. 11.17., а также Агаф
, Ахав
, Агей
, Агарян
, Константин и Елена
). Постоянные атрибуты - гром, молния, огненная карета и колесница, связан с дождем, поражает демонические силы. В заговоре от сглаза и проч. посылает "тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы", которые отстреливают уроки, призоры и т. п.
( Память пророка Илии Фезвитянина 20 июля. Это - "славнейший из пророков ветхозаветных... Для обличения нечестия и идолослужения с неба низвел огонь на приготовленную жертву своими молитвами" (Солярский 1881, т. 2, 71-72).
( Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", Илия управляет погодой (Щапов 1863, 14). "Ему молятся о даровании дождя о время засухи" (Ганченко 1995, 281). Сводку материалов о его народном культе см.: Щапов 1863, 13-17; Макашина 1982.
( В белорусском заговоре Илья помогает от падучей болезни (Роман., 6), напускает тучу, огненную пелену против змеиных царя и царицы (Успенский 1982, 40). Его атрибут - белый конь.
( В богомильских источниках "Илья враждебен к людям за их грехи, он запирает небо на три года так, что не греет солнце и не идет дождь, насылает на людей оспу" (Цивьян 1977, 177). Эти тексты перешли и в восточнославянскую традицию.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
= Иоанн Креститель: Арх. г. и о., Ефим. 2, 166-168; Майк., 577-580 (др. список - Забыл., 327-334); МГУ-76, ФЭ-11: 2745; Минус. о., Путилов, 52; Новг. г., Афан. 2, 406-407; Майк., 530-539; Перм. г., Майк., 498; б. м., Забыл., 344, 355-356, 359; Тих. Лет. 5, 112; Тих. Пам., 352-353; пророк Иоанн, Креститель Господень: ркп. из Костромы, Вин. 2, 46; святый предтеча, креститель Господень Иоанн: б. м., Тих. Пам., 352; Иоанн предтеча 30, Креститель Христов: Волог. г., Шерем., 51-53; славный пророк Предтеча, Креститель Иоанн: Тих. Лет. IV, 79; Иоанн Предтеча: Арх. г., Майк., 553-555; Волог. г., Попов, 237; Вин. 1, 15-16; Костр. г., Вин. 2, 10-11; Новг. г., Попов, 239; Орл. г., Попов, 230; ркп. ХVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508; Яросл. г., Балов, 425-426; ркп. начала ХVIII в., б. м., Вохин, 490; Иаан Предтеча: Сибирь, Гром., 92; Иоанн Предтеца: старинный травник, Майк., 568-569; святой и великий Иоанн Пророк и Предтеча, Креститель Господень: Яросл. г., Майк., 464-465 (Щапов, 56); Иван Креститель: Арх. о., Аст., 55; МГУ-75, ФЭ-10: 6645; ркп. ХVII в., Новомб., 123; Иван Самокреститель: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 4165-4166; Иван Хряститель: Орл. г., Попов, 225; ангел святой хранитель Иван Предътеча: ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148; Иван Предтеча: ркп. ХVIII в., Сарат. г., Щапов, 58-59; ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 507; Иванн Предтеча: там же, 494; Иван Предтеца: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2025-2026; Иван Пятитечий: Прианг., Кляус, 8 (причислен к евангелистам, см.: Матфей, Марк, Лука, Иоанн
); ; Иван-Отс±чение честныя главы: Волог. г., Попов, 246; безглавый Иван : Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87).
( 39 упоминаний.
( Имя встречается в канонической и литературной формах и в орфографическом варианте Иаан, отражающем акающее произношение. Определение безглавый явно порождено евангельским сюжетом.
( Помогает: улучшить улов рыбы; закрепляет слова.
Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от нечистых духов (дьявола); людей от врагов вообще; людей от начальства; людей от стрел из луков; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий.
Исцеляет: людей от всех болезней; людей от золотухи (мотив отстреливания); людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; детей от родимчика (детская болезнь); лошадей от потницы.
( Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (обезглавлен Иродом Антипой в 32 г. н. э.) - 7 января. Усекновение его главы - 29 авг. (Иван постный).
( По "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", св. пророк Иоанн Креститель исцеляет от головных болезней (Щапов 1863, 63; Ганченко 1995, 308), "для чего имелся готовый образ в евангельском рассказе" (Яцимирский 1913, ч. 2, 44).
МОИСЕЙ И ЕЛИСЕЙ
= Моисей и Елисей пророк: Симб. г., Майк., 552.
( 1 упоминание.
( Помогают: испортить чужое охотничье ружье.
( Моисей - пророк, широко известный в связи с его ролью в древней израильской истории и приписываемой ему записью Пятикнижия. Память его 4 сент. Елисей - израильский пророк, ученик и преемник Илии. Его память 14 июня.
ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ИЛИЯ
= Илия пророк: Арх. г., Ефим. 2, 174-175; Волог. г., Срезн. 03, 152; Шерем., 51-53; Иванов, 135; Симб. г., Майк., 524-525; Южн. Сибирь, Майк., 499-500; св. Илия милостивый: Арх. г., Ефим. 2, 189-191; св. Илия: Костр. г., Вин. 1, 40-43; св. гсдрь Иль< пророк: ркп. XVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 493-494; чудотворец батюшка Илья пророк: Минус. о., Путилов, 52; Илья пророк: Арх. г., Забыл., 334; Майк., 528; Попов, 228, 246; Вятск. г., Майк., 503-504; Осокин, 4; Забайк. о., Майк., 543; Новг. г., Майк., 444, 530-539; Орл. г., Попов, 225, 230; Перм. г., Майк., 498; Сарат. г., Майк., 483-484; б. м., Афан. 14, 83-84; Даль, 37; Забыл., 323, 334, 346, 356; Майк., 561; Илья: Волог. г., Костр. г., Сокол., 15; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 489; б. м., Афан. 1, 471; Ефим. 2, 212; батюшка Илья: Омск. о., Майк., 501; св. пророк Илья єезвитянин: Арх. г., Майк., 577-580; (другой список предыдущего текста) Забыл., 327-334.
( 36 упоминаний.
( Помогает: найти клад; в охоте; в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки); в охоте на зайцев (завлекает в ловушки); улучшить урожай хлеба; улучшить урожай целебных трав; вызвать дождь и прекратить его.
Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от нечистых духов (дьявола); младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от разбойников; от любого оружия; людей от огнестрельного оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий; скот от медведей, волков и пр.
Исцеляет: людей от всех болезней; людей от кочи (неясная болезнь, которую также выгоняет всадник на белом коне [см: Дмитриева 1982, 39]; возможно - корчи или порча); людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц и нечистых духов; младенцев от уроков, сглаза, порчи, переполохов и т. п.; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; скот от всех болезней.
Избавляет от огненного змея, летающего к девице.
( Часто с Илией связаны мотивы грома и молнии, отстреливания и огненных стрел, а также заключения неба и земли (в связи с последним ср. Второзак. 11.17., а также Агаф





( Память пророка Илии Фезвитянина 20 июля. Это - "славнейший из пророков ветхозаветных... Для обличения нечестия и идолослужения с неба низвел огонь на приготовленную жертву своими молитвами" (Солярский 1881, т. 2, 71-72).
( Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", Илия управляет погодой (Щапов 1863, 14). "Ему молятся о даровании дождя о время засухи" (Ганченко 1995, 281). Сводку материалов о его народном культе см.: Щапов 1863, 13-17; Макашина 1982.
( В белорусском заговоре Илья помогает от падучей болезни (Роман., 6), напускает тучу, огненную пелену против змеиных царя и царицы (Успенский 1982, 40). Его атрибут - белый конь.
( В богомильских источниках "Илья враждебен к людям за их грехи, он запирает небо на три года так, что не греет солнце и не идет дождь, насылает на людей оспу" (Цивьян 1977, 177). Эти тексты перешли и в восточнославянскую традицию.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
= Иоанн Креститель: Арх. г. и о., Ефим. 2, 166-168; Майк., 577-580 (др. список - Забыл., 327-334); МГУ-76, ФЭ-11: 2745; Минус. о., Путилов, 52; Новг. г., Афан. 2, 406-407; Майк., 530-539; Перм. г., Майк., 498; б. м., Забыл., 344, 355-356, 359; Тих. Лет. 5, 112; Тих. Пам., 352-353; пророк Иоанн, Креститель Господень: ркп. из Костромы, Вин. 2, 46; святый предтеча, креститель Господень Иоанн: б. м., Тих. Пам., 352; Иоанн предтеча 30, Креститель Христов: Волог. г., Шерем., 51-53; славный пророк Предтеча, Креститель Иоанн: Тих. Лет. IV, 79; Иоанн Предтеча: Арх. г., Майк., 553-555; Волог. г., Попов, 237; Вин. 1, 15-16; Костр. г., Вин. 2, 10-11; Новг. г., Попов, 239; Орл. г., Попов, 230; ркп. ХVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508; Яросл. г., Балов, 425-426; ркп. начала ХVIII в., б. м., Вохин, 490; Иаан Предтеча: Сибирь, Гром., 92; Иоанн Предтеца: старинный травник, Майк., 568-569; святой и великий Иоанн Пророк и Предтеча, Креститель Господень: Яросл. г., Майк., 464-465 (Щапов, 56); Иван Креститель: Арх. о., Аст., 55; МГУ-75, ФЭ-10: 6645; ркп. ХVII в., Новомб., 123; Иван Самокреститель: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 4165-4166; Иван Хряститель: Орл. г., Попов, 225; ангел святой хранитель Иван Предътеча: ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148; Иван Предтеча: ркп. ХVIII в., Сарат. г., Щапов, 58-59; ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 507; Иванн Предтеча: там же, 494; Иван Предтеца: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2025-2026; Иван Пятитечий: Прианг., Кляус, 8 (причислен к евангелистам, см.: Матфей, Марк, Лука, Иоанн

( 39 упоминаний.
( Имя встречается в канонической и литературной формах и в орфографическом варианте Иаан, отражающем акающее произношение. Определение безглавый явно порождено евангельским сюжетом.
( Помогает: улучшить улов рыбы; закрепляет слова.
Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от нечистых духов (дьявола); людей от врагов вообще; людей от начальства; людей от стрел из луков; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий.
Исцеляет: людей от всех болезней; людей от золотухи (мотив отстреливания); людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; детей от родимчика (детская болезнь); лошадей от потницы.
( Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (обезглавлен Иродом Антипой в 32 г. н. э.) - 7 января. Усекновение его главы - 29 авг. (Иван постный).
( По "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", св. пророк Иоанн Креститель исцеляет от головных болезней (Щапов 1863, 63; Ганченко 1995, 308), "для чего имелся готовый образ в евангельском рассказе" (Яцимирский 1913, ч. 2, 44).
МОИСЕЙ И ЕЛИСЕЙ
= Моисей и Елисей пророк: Симб. г., Майк., 552.
( 1 упоминание.
( Помогают: испортить чужое охотничье ружье.
( Моисей - пророк, широко известный в связи с его ролью в древней израильской истории и приписываемой ему записью Пятикнижия. Память его 4 сент. Елисей - израильский пророк, ученик и преемник Илии. Его память 14 июня.
_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.

Огнея- Школа современной магии
- Сообщения : 2749
Дата регистрации : 2013-02-17
Re: Праотцы и Патриархи в русских заговорах
САМСОН
= Самсон: б. м., Забыл., 356.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Известный ветхозаветный силач.
= Самсон: б. м., Забыл., 356.
( 1 упоминание.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Известный ветхозаветный силач.
_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.

Огнея- Школа современной магии
- Сообщения : 2749
Дата регистрации : 2013-02-17

» Демонизированные персонажи в русских заговорах
» Демонические персонажи в русских заговорах
» Лихорадки трясовицы в русских заговорах
» Святые апостолы в русских заговорах
» Христианские святые в русских заговорах
» Демонические персонажи в русских заговорах
» Лихорадки трясовицы в русских заговорах
» Святые апостолы в русских заговорах
» Христианские святые в русских заговорах
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
» Алексей Похабов: Я пропагандировал фантазии и получал за это неплохие деньги
» «Очередная ведьма в гробу»
» Рунолог покончила с собой?
» Монахиня Воин - Все серии (2020)
» Свистелка
» Музыка которая понравилась.
» Человек как биологический инопланетянин на планете Земля
» Голос у тебя в голове - не твой.
» Китайская медицина. 16 правил для сохранения здоровья.
» Спина — место, куда мы помещаем все, на что у нас нет желания смотреть.
» Все болезни от Эго
» Лавка таинственных чудес Мерлина (1996)
» Уголовное дело: москвичка запугивала людей порчей
» «Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии»
» Ошо. Ты всё знаешь, ты всегда всё знал.
» А вы бы хотели в СССР?
» Лесные жители