автор Огнея Пн 9 Мар - 18:54
ДЕРЕВЬЯВ данном разделе рассматриваются мифофитонимы, а точнее - мифодендронимы, то есть мифологические имена (названия) деревьев. Последние оказываются иногда в заговорах помещенными в центр мировых координат в качестве эквивалента мировой оси (ср. представления о Мировом Древе). В этой группе имен зачастую достаточно трудно провести грань между собственным и нарицательным именем из-за постоянных переходов через разнообразные промежуточные варианты. Апеллятивы постоянно онимизируются, а "навстречу" им апеллятивизируются имена. В некоторых случаях - когда опубликовано несколько вариантов одного и того же текста - мы можем проследить промежуточные стадии искажения и переосмысления ИС (ср. дуб Мамврийский, карколист). В случаях же, когда известны лишь одно-два упоминания имени, этимологизировать или просто объяснить его становится почти невозможно.Почти все деревья выступают в одной функции: на них или под ними находятся волшебные помощники или защитники.О значении дуба в различных жанрах славянского фольклора см.: Червинский 1989, 6-12.КАРКОЛИСТ= Сыр дуб кріковист: ркп. 2-й четверти ХVII в., Срезн. 13, 489. (В более поздних заговорах неоднократно упоминается дуб крековистый.) Зафиксированы также: крекористый дуб: Арх. г., Забыл., 309; дуб крепковист: Ряз. г., Новомб. 06, VIII; дуб крековастый: Сарат. г., Майк., 558; дуб краколистый: б. м., Щапов, 56; дерево карколисто: Амур, Азад., 013; на древе коркалите: Прианг., Кляус, 8.( По 1 упоминанию.= Дерево-корколист: Орл. г., Попов, 237; древо карколист (П. п. - на древе карколисте): б. м., Майк., 466.( 2 упоминания.( Кр((я)ковЕстый, по Далю (т. 2, 193), значит 'кряжистый, здоровый, крепкий'.( Рассматривая приведенные формы в выстроенной последовательности, мы можем наблюдать постепенное движение от имен нарицательных к собственным (онимизацию) через ряд темных для пользователя заговора в результате забвения исходной семантики форм. Не терпящая бессмыслицы народная этимология осмысливает непонятную форму как ИС. Итоговую форму Карколист, коркалит вполне можно писать с прописной буквы: это уже практически собственное имя. Впрочем, на этом развитие ее не остановилось: после дальнейших переосмыслений она вновь переходит в имя нарицательное дуб широколист: Вятск. о., Иван., 51, 81, 99. Ср. также дуб Карплус.( На нем могут висеть или стоять святые (см.: Косма и Дамиан, Лука, Павел).( "Сыр крековистый дуб" упоминается в былине про Ставра-боярина (Сб. Кирши Данилова 1977, 74-75).( Ср. укр. крак -'ветка', укр. диал. краканатий -'ветвистый', а также белорусский дуб каронистый (Богданович 1895, 39).( Ср. лат. quercus -'дуб'.ДОРОФЕЙ ДУБ= Дуб Дорофей: б. м., Зенб., 3.( 1 упоминание.ЕГОР ДУБ= Егор дуб: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 494.( 1 упоминание.КАРПЛУС ДУБ= Дуб Карплус: Волог. г., Зелен., 230.( Возможно, искажение формы типа карколист.( 1 упоминание.( Упомянут в присушке. Функция в источнике не указана.ЛАВРЕНТИЙ ДУБ= Дуб Лаврентий: Костр. г., Вин. 1, 73-74.( 1 упоминание.( Стоит в чистом поле, под ним на горе Асафе стоят 12 лихорадок.МАВРИТАНСКИЙ ДУБ= Мавританский дуб: б. м., Щуров, 163.( 1 упоминание.( Ср. дуб Мамврийский, а также марьяновский дуб в украинском заговоре: Херс. г., Сорокин б. г., 17.( Стоит на Синайской горе, под ним архангелы, евангелисты, святые, избавляющие от лихорадки.МАМВРИЙСКИЙ (МАРЕВСКОЙ, МОКРЕЦКОЙ) ДУБ
= Дуб Мамврийский: старин. ркп., Майк., 465; дуб Маревской: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 63; дуб мокрецкой: б. м., Сах., 24-25.( По 1 упоминанию.( Здесь мы видим пример, обратный случаю с карколистом: непонятное иноязычное ИС превращается в достаточно прозрачное прилагательное (апеллятивизируется). Ср. также Муромские дубы: б. м., Сах., 27.( Известный дуб из дубравы Мамре, у которого явились три ангела Аврааму (Быт. 13. 18.; 18. 1.-8.).МИЛЬЯН ДУБ= Дуб Мильян: Смол. г., Попов, 243.( 1 упоминание.( Находится на реке Смородине на калиновом мосту. "... А в том дубе змеиный гроб, а в том гробу змеиный зуб и яд."( Ср. дуб Мельлянов и Мильлян белорусских заговоров (Романов 1891, 182, 192).МУРОМСКИЕ ДУБЫ= Муромские дубы: б. м., Сах., 27.( 1 упоминание.( Ср. с одной стороны Мамврийский дуб, а с другой - знаменитые Муромские леса: перед нами, возможно, контаминация представлений.ПЕТРИЙ, ХИТРИЙ, КИПАРИС= Три дерева на о. Буяне: Петрий, Хитрий, Кипарис: Ворон. г., Майк., 454-455.( 1 упоминание.( Кипарис, как известно, считался матерью всех деревьев, поскольку из него был сделан крест распятия. Об этом упоминалось в широко распространенном в письменном виде и редуцированных устных пересказах апокрифе "Сон Богородицы", который использовался как апотропей (большой его список см., напр.: Песк., 28-37). Ср. также известный cupressus in mоntе Sion, аллегорический образ Богородицы (см.: Мансикка 1908, 11).ПОДЛИВ ДУБ= Подлив: Орл. г., Попов, 237.( 1 упоминание.( Находится на реке Поразлив.СОРОЧИНСКИЙ ДУБ= Сорочинский дуб: б. м., Забыл., 314.( 1 упоминание.( Ср. др.-рус. сорочининъ -'араб, мусульманин', а также прилагательное сарачинский (Фасмер 1987, т. 3, 561), а с другой стороны - реальные топонимы типа Сорочинск в Оренбургской о. Ср. также Сорочинские горы.ТАРАТЫНСКИЙ ДУБ= Дуб таратынский: Орл. г., Попов, 239.( 1 упоминание.( Ритмически и отчасти фонетически название сходно с мавританский.( Здесь, как и в случае камня Алатыря, имен звезд, змей, персонифицированных лихорадок и т. п., нельзя говорить о нескольких вариантах названия (мавританский, таратынский и др.), т. к. отсутствует каноническая форма, соотносимая с вариантами (этимон не может претендовать на ее статус, поскольку его реальная связь с производными формами быстро утрачивалась, и последние, соответственно, превращались из вариантов в самостоятельные названия). В таких случаях мы имеем дело с полем свободно варьирующихся в результате различных причин (влияния диалектной фонетики, случайных искажений, народной этимологии, процессов апеллятивизации и онимизации) равноправных форм.( Ср. в русских загадках: Царынское поле, на котором Саратынский дуб (Загадки 1968, № 264); Ордынское поле, на котором двенадцать дубов (там же, № 1111); полинское поле, на котором дуб коротынский (там же, № 1841); Алтынское поле, на котором дуб Талтынской (там же, № 1900); тынское поле, на котором дуб сиротинский (там же, № 1904); дуб Чагрынский (там же, № 1906); дуб чагранский (там же, № 1830); титенское поле, на котором дуб веретинский (там же, № 1908); древо астраханское (там же, № 1829); дерево силотырско (там же, № 1831); гору горынскую, на которой дуб волынский (там же, № 1832); гору Волынскую, на которой дуб Ордынской (там же, № 1640); древо латынско (там же, № 1842); Брынскую гору (там же, № 1182).ЦВЕТЫИВАН ДА МАРЬЯ= Два цветка Иван да Марья: Вятск. о., Иван., 43.( 1 упоминание.( Влюбленные должны жить, как эти цветы (упоминаются в заговоре на присушивание любви). _________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.
Вчера в 18:23 автор Триникси
» Свистелка
Вчера в 12:45 автор Триникси
» Юмор в картинках-2
Чт 21 Ноя - 19:10 автор Чахлик Невмирущий
» Женская энергия и живот
Чт 24 Окт - 18:40 автор Алиса Чудесная
» Как наши предки следили за своей энергией
Чт 24 Окт - 18:39 автор Алиса Чудесная
» В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете оккультных услуг.
Сб 12 Окт - 21:01 автор Ангелиада
» Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.
Пт 4 Окт - 13:33 автор Триникси
» ЧИСТКА. СВЕЧИ С ТРАВАМИ И ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Пн 30 Сен - 18:41 автор Venera
» Материнский заговор оберег на солдата
Пн 30 Сен - 18:36 автор Venera
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Пн 23 Сен - 16:09 автор Ariana
» Кристаллы и травы Мабона: 22 для ваших ритуалов осеннего равноденствия
Сб 21 Сен - 23:52 автор Триникси
» Осенние боги и богини: 14 божеств урожая и загробной жизни
Сб 21 Сен - 23:44 автор Триникси
» Магия тыквы: 12 способов использовать тыкву в своей практике
Сб 21 Сен - 23:29 автор Триникси
» Благословения, символы и заклинания Мабона для Зачарованного равноденствия
Сб 21 Сен - 23:20 автор Триникси
» 55 ВЕСЕЛЫХ языческих занятий осенью Плюс мощные ритуалы
Сб 21 Сен - 22:17 автор Триникси
» Как провести Ритуал благодарности на Мабон
Сб 21 Сен - 21:28 автор Триникси
» Обряды, ритуалы и способы празднования Мабона, Осеннего равноденствия
Сб 21 Сен - 21:23 автор Триникси
» Ритуал изобилия на Мабон (осеннее равноденствие)
Сб 21 Сен - 21:05 автор Триникси