Поиск
Последние темы
анализ
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 13, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 13 :: 1 поисковая системаНет
Больше всего посетителей (354) здесь было Вт Янв 06 2015, 21:36
Имена (названия) растений в русских заговорах
Страница 1 из 1
Имена (названия) растений в русских заговорах
ДЕРЕВЬЯ
В данном разделе рассматриваются мифофитонимы, а точнее - мифодендронимы, то есть мифологические имена (названия) деревьев. Последние оказываются иногда в заговорах помещенными в центр мировых координат в качестве эквивалента мировой оси (ср. представления о Мировом Древе). В этой группе имен зачастую достаточно трудно провести грань между собственным и нарицательным именем из-за постоянных переходов через разнообразные промежуточные варианты. Апеллятивы постоянно онимизируются, а "навстречу" им апеллятивизируются имена. В некоторых случаях - когда опубликовано несколько вариантов одного и того же текста - мы можем проследить промежуточные стадии искажения и переосмысления ИС (ср. дуб Мамврийский
, карколист
). В случаях же, когда известны лишь одно-два упоминания имени, этимологизировать или просто объяснить его становится почти невозможно.
Почти все деревья выступают в одной функции: на них или под ними находятся волшебные помощники или защитники.
О значении дуба в различных жанрах славянского фольклора см.: Червинский 1989, 6-12.
КАРКОЛИСТ
= Сыр дуб кріковист: ркп. 2-й четверти ХVII в., Срезн. 13, 489. (В более поздних заговорах неоднократно упоминается дуб крековистый.) Зафиксированы также: крекористый дуб: Арх. г., Забыл., 309; дуб крепковист: Ряз. г., Новомб. 06, VIII; дуб крековастый: Сарат. г., Майк., 558; дуб краколистый: б. м., Щапов, 56; дерево карколисто: Амур, Азад., 013; на древе коркалите: Прианг., Кляус, 8.
( По 1 упоминанию.
= Дерево-корколист: Орл. г., Попов, 237; древо карколист (П. п. - на древе карколисте): б. м., Майк., 466.
( 2 упоминания.
( Кр((я)ковЕстый, по Далю (т. 2, 193), значит 'кряжистый, здоровый, крепкий'.
( Рассматривая приведенные формы в выстроенной последовательности, мы можем наблюдать постепенное движение от имен нарицательных к собственным (онимизацию) через ряд темных для пользователя заговора в результате забвения исходной семантики форм. Не терпящая бессмыслицы народная этимология осмысливает непонятную форму как ИС. Итоговую форму Карколист, коркалит вполне можно писать с прописной буквы: это уже практически собственное имя. Впрочем, на этом развитие ее не остановилось: после дальнейших переосмыслений она вновь переходит в имя нарицательное дуб широколист: Вятск. о., Иван., 51, 81, 99. Ср. также дуб Карплус
.
( На нем могут висеть или стоять святые (см.: Косма и Дамиан
, Лука
, Павел
).
( "Сыр крековистый дуб" упоминается в былине про Ставра-боярина (Сб. Кирши Данилова 1977, 74-75).
( Ср. укр. крак -'ветка', укр. диал. краканатий -'ветвистый', а также белорусский дуб каронистый (Богданович 1895, 39).
( Ср. лат. quercus -'дуб'.
ДОРОФЕЙ ДУБ
= Дуб Дорофей: б. м., Зенб., 3.
( 1 упоминание.
ЕГОР ДУБ
= Егор дуб: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 494.
( 1 упоминание.
КАРПЛУС ДУБ
= Дуб Карплус: Волог. г., Зелен., 230.
( Возможно, искажение формы типа карколист
.
( 1 упоминание.
( Упомянут в присушке. Функция в источнике не указана.
ЛАВРЕНТИЙ ДУБ
= Дуб Лаврентий: Костр. г., Вин. 1, 73-74.
( 1 упоминание.
( Стоит в чистом поле, под ним на горе Асафе
стоят 12 лихорадок.
МАВРИТАНСКИЙ ДУБ
= Мавританский дуб: б. м., Щуров, 163.
( 1 упоминание.
( Ср. дуб Мамврийский
, а также марьяновский дуб в украинском заговоре: Херс. г., Сорокин б. г., 17.
( Стоит на Синайской
горе, под ним архангелы, евангелисты, святые, избавляющие от лихорадки.
МАМВРИЙСКИЙ (МАРЕВСКОЙ, МОКРЕЦКОЙ) ДУБ
= Дуб Мамврийский: старин. ркп., Майк., 465; дуб Маревской: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 63; дуб мокрецкой: б. м., Сах., 24-25.
( По 1 упоминанию.
( Здесь мы видим пример, обратный случаю с карколистом
: непонятное иноязычное ИС превращается в достаточно прозрачное прилагательное (апеллятивизируется). Ср. также Муромские дубы: б. м., Сах., 27.
( Известный дуб из дубравы Мамре, у которого явились три ангела Аврааму (Быт. 13. 18.; 18. 1.-8.).
МИЛЬЯН ДУБ
= Дуб Мильян: Смол. г., Попов, 243.
( 1 упоминание.
( Находится на реке Смородине
на калиновом мосту. "... А в том дубе змеиный гроб, а в том гробу змеиный зуб и яд."
( Ср. дуб Мельлянов и Мильлян белорусских заговоров (Романов 1891, 182, 192).
МУРОМСКИЕ ДУБЫ
= Муромские дубы: б. м., Сах., 27.
( 1 упоминание.
( Ср. с одной стороны Мамврийский
дуб, а с другой - знаменитые Муромские леса: перед нами, возможно, контаминация представлений.
ПЕТРИЙ, ХИТРИЙ, КИПАРИС
= Три дерева на о. Буяне
: Петрий, Хитрий, Кипарис: Ворон. г., Майк., 454-455.
( 1 упоминание.
( Кипарис, как известно, считался матерью всех деревьев, поскольку из него был сделан крест распятия. Об этом упоминалось в широко распространенном в письменном виде и редуцированных устных пересказах апокрифе "Сон Богородицы", который использовался как апотропей (большой его список см., напр.: Песк., 28-37). Ср. также известный cupressus in mоntе Sion, аллегорический образ Богородицы (см.: Мансикка 1908, 11).
ПОДЛИВ ДУБ
= Подлив: Орл. г., Попов, 237.
( 1 упоминание.
( Находится на реке Поразлив
.
СОРОЧИНСКИЙ ДУБ
= Сорочинский дуб: б. м., Забыл., 314.
( 1 упоминание.
( Ср. др.-рус. сорочининъ -'араб, мусульманин', а также прилагательное сарачинский (Фасмер 1987, т. 3, 561), а с другой стороны - реальные топонимы типа Сорочинск в Оренбургской о. Ср. также Сорочинские
горы.
ТАРАТЫНСКИЙ ДУБ
= Дуб таратынский: Орл. г., Попов, 239.
( 1 упоминание.
( Ритмически и отчасти фонетически название сходно с мавританский
.
( Здесь, как и в случае камня Алатыря
, имен звезд, змей, персонифицированных лихорадок и т. п., нельзя говорить о нескольких вариантах названия (мавританский, таратынский и др.), т. к. отсутствует каноническая форма, соотносимая с вариантами (этимон не может претендовать на ее статус, поскольку его реальная связь с производными формами быстро утрачивалась, и последние, соответственно, превращались из вариантов в самостоятельные названия). В таких случаях мы имеем дело с полем свободно варьирующихся в результате различных причин (влияния диалектной фонетики, случайных искажений, народной этимологии, процессов апеллятивизации и онимизации) равноправных форм.
( Ср. в русских загадках: Царынское поле, на котором Саратынский дуб (Загадки 1968, № 264); Ордынское поле, на котором двенадцать дубов (там же, № 1111); полинское поле, на котором дуб коротынский (там же, № 1841); Алтынское поле, на котором дуб Талтынской (там же, № 1900); тынское поле, на котором дуб сиротинский (там же, № 1904); дуб Чагрынский (там же, № 1906); дуб чагранский (там же, № 1830); титенское поле, на котором дуб веретинский (там же, № 1908); древо астраханское (там же, № 1829); дерево силотырско (там же, № 1831); гору горынскую, на которой дуб волынский (там же, № 1832); гору Волынскую, на которой дуб Ордынской (там же, № 1640); древо латынско (там же, № 1842); Брынскую гору (там же, № 1182).
ЦВЕТЫ
ИВАН ДА МАРЬЯ
= Два цветка Иван да Марья: Вятск. о., Иван., 43.
( 1 упоминание.
( Влюбленные должны жить, как эти цветы (упоминаются в заговоре на присушивание любви).
В данном разделе рассматриваются мифофитонимы, а точнее - мифодендронимы, то есть мифологические имена (названия) деревьев. Последние оказываются иногда в заговорах помещенными в центр мировых координат в качестве эквивалента мировой оси (ср. представления о Мировом Древе). В этой группе имен зачастую достаточно трудно провести грань между собственным и нарицательным именем из-за постоянных переходов через разнообразные промежуточные варианты. Апеллятивы постоянно онимизируются, а "навстречу" им апеллятивизируются имена. В некоторых случаях - когда опубликовано несколько вариантов одного и того же текста - мы можем проследить промежуточные стадии искажения и переосмысления ИС (ср. дуб Мамврийский


Почти все деревья выступают в одной функции: на них или под ними находятся волшебные помощники или защитники.
О значении дуба в различных жанрах славянского фольклора см.: Червинский 1989, 6-12.
КАРКОЛИСТ
= Сыр дуб кріковист: ркп. 2-й четверти ХVII в., Срезн. 13, 489. (В более поздних заговорах неоднократно упоминается дуб крековистый.) Зафиксированы также: крекористый дуб: Арх. г., Забыл., 309; дуб крепковист: Ряз. г., Новомб. 06, VIII; дуб крековастый: Сарат. г., Майк., 558; дуб краколистый: б. м., Щапов, 56; дерево карколисто: Амур, Азад., 013; на древе коркалите: Прианг., Кляус, 8.
( По 1 упоминанию.
= Дерево-корколист: Орл. г., Попов, 237; древо карколист (П. п. - на древе карколисте): б. м., Майк., 466.
( 2 упоминания.
( Кр((я)ковЕстый, по Далю (т. 2, 193), значит 'кряжистый, здоровый, крепкий'.
( Рассматривая приведенные формы в выстроенной последовательности, мы можем наблюдать постепенное движение от имен нарицательных к собственным (онимизацию) через ряд темных для пользователя заговора в результате забвения исходной семантики форм. Не терпящая бессмыслицы народная этимология осмысливает непонятную форму как ИС. Итоговую форму Карколист, коркалит вполне можно писать с прописной буквы: это уже практически собственное имя. Впрочем, на этом развитие ее не остановилось: после дальнейших переосмыслений она вновь переходит в имя нарицательное дуб широколист: Вятск. о., Иван., 51, 81, 99. Ср. также дуб Карплус

( На нем могут висеть или стоять святые (см.: Косма и Дамиан



( "Сыр крековистый дуб" упоминается в былине про Ставра-боярина (Сб. Кирши Данилова 1977, 74-75).
( Ср. укр. крак -'ветка', укр. диал. краканатий -'ветвистый', а также белорусский дуб каронистый (Богданович 1895, 39).
( Ср. лат. quercus -'дуб'.
ДОРОФЕЙ ДУБ
= Дуб Дорофей: б. м., Зенб., 3.
( 1 упоминание.
ЕГОР ДУБ
= Егор дуб: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 494.
( 1 упоминание.
КАРПЛУС ДУБ
= Дуб Карплус: Волог. г., Зелен., 230.
( Возможно, искажение формы типа карколист

( 1 упоминание.
( Упомянут в присушке. Функция в источнике не указана.
ЛАВРЕНТИЙ ДУБ
= Дуб Лаврентий: Костр. г., Вин. 1, 73-74.
( 1 упоминание.
( Стоит в чистом поле, под ним на горе Асафе

МАВРИТАНСКИЙ ДУБ
= Мавританский дуб: б. м., Щуров, 163.
( 1 упоминание.
( Ср. дуб Мамврийский

( Стоит на Синайской

МАМВРИЙСКИЙ (МАРЕВСКОЙ, МОКРЕЦКОЙ) ДУБ
= Дуб Мамврийский: старин. ркп., Майк., 465; дуб Маревской: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 63; дуб мокрецкой: б. м., Сах., 24-25.
( По 1 упоминанию.
( Здесь мы видим пример, обратный случаю с карколистом

( Известный дуб из дубравы Мамре, у которого явились три ангела Аврааму (Быт. 13. 18.; 18. 1.-8.).
МИЛЬЯН ДУБ
= Дуб Мильян: Смол. г., Попов, 243.
( 1 упоминание.
( Находится на реке Смородине

( Ср. дуб Мельлянов и Мильлян белорусских заговоров (Романов 1891, 182, 192).
МУРОМСКИЕ ДУБЫ
= Муромские дубы: б. м., Сах., 27.
( 1 упоминание.
( Ср. с одной стороны Мамврийский

ПЕТРИЙ, ХИТРИЙ, КИПАРИС
= Три дерева на о. Буяне

( 1 упоминание.
( Кипарис, как известно, считался матерью всех деревьев, поскольку из него был сделан крест распятия. Об этом упоминалось в широко распространенном в письменном виде и редуцированных устных пересказах апокрифе "Сон Богородицы", который использовался как апотропей (большой его список см., напр.: Песк., 28-37). Ср. также известный cupressus in mоntе Sion, аллегорический образ Богородицы (см.: Мансикка 1908, 11).
ПОДЛИВ ДУБ
= Подлив: Орл. г., Попов, 237.
( 1 упоминание.
( Находится на реке Поразлив

СОРОЧИНСКИЙ ДУБ
= Сорочинский дуб: б. м., Забыл., 314.
( 1 упоминание.
( Ср. др.-рус. сорочининъ -'араб, мусульманин', а также прилагательное сарачинский (Фасмер 1987, т. 3, 561), а с другой стороны - реальные топонимы типа Сорочинск в Оренбургской о. Ср. также Сорочинские

ТАРАТЫНСКИЙ ДУБ
= Дуб таратынский: Орл. г., Попов, 239.
( 1 упоминание.
( Ритмически и отчасти фонетически название сходно с мавританский

( Здесь, как и в случае камня Алатыря

( Ср. в русских загадках: Царынское поле, на котором Саратынский дуб (Загадки 1968, № 264); Ордынское поле, на котором двенадцать дубов (там же, № 1111); полинское поле, на котором дуб коротынский (там же, № 1841); Алтынское поле, на котором дуб Талтынской (там же, № 1900); тынское поле, на котором дуб сиротинский (там же, № 1904); дуб Чагрынский (там же, № 1906); дуб чагранский (там же, № 1830); титенское поле, на котором дуб веретинский (там же, № 1908); древо астраханское (там же, № 1829); дерево силотырско (там же, № 1831); гору горынскую, на которой дуб волынский (там же, № 1832); гору Волынскую, на которой дуб Ордынской (там же, № 1640); древо латынско (там же, № 1842); Брынскую гору (там же, № 1182).
ЦВЕТЫ
ИВАН ДА МАРЬЯ
= Два цветка Иван да Марья: Вятск. о., Иван., 43.
( 1 упоминание.
( Влюбленные должны жить, как эти цветы (упоминаются в заговоре на присушивание любви).
_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.

Огнея- Школа современной магии
- Сообщения : 2749
Дата регистрации : 2013-02-17

» Имена небесных светил в русских заговорах
» Имена животных, птиц и насекомых в русских заговорах
» Имена (названия) объектов мифологического мира
» Демонизированные персонажи в русских заговорах
» Лихорадки трясовицы в русских заговорах
» Имена животных, птиц и насекомых в русских заговорах
» Имена (названия) объектов мифологического мира
» Демонизированные персонажи в русских заговорах
» Лихорадки трясовицы в русских заговорах
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
» Алексей Похабов: Я пропагандировал фантазии и получал за это неплохие деньги
» «Очередная ведьма в гробу»
» Рунолог покончила с собой?
» Монахиня Воин - Все серии (2020)
» Свистелка
» Музыка которая понравилась.
» Человек как биологический инопланетянин на планете Земля
» Голос у тебя в голове - не твой.
» Китайская медицина. 16 правил для сохранения здоровья.
» Спина — место, куда мы помещаем все, на что у нас нет желания смотреть.
» Все болезни от Эго
» Лавка таинственных чудес Мерлина (1996)
» Уголовное дело: москвичка запугивала людей порчей
» «Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии»
» Ошо. Ты всё знаешь, ты всегда всё знал.
» А вы бы хотели в СССР?
» Лесные жители