Лунный дракон
Дорогие друзья! Для просмотра всей информации вам нужно пройти регистрацию Это займет не более трех минут вашего времени! Активация учетной записи производится администрацией.

Имена (названия) объектов мифологического мира T288776

Join the forum, it's quick and easy

Лунный дракон
Дорогие друзья! Для просмотра всей информации вам нужно пройти регистрацию Это займет не более трех минут вашего времени! Активация учетной записи производится администрацией.

Имена (названия) объектов мифологического мира T288776
Последние темы
» Чем выше ваша вибрация — тем сильнее вы раздражаете других
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСегодня в 12:40 автор Добрый Фей

» Свистелка
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeВчера в 10:45 автор Триникси

» Юмор в картинках-2
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeЧт Ноя 21 2024, 17:10 автор Чахлик Невмирущий

» Женская энергия и живот
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeЧт Окт 24 2024, 16:40 автор Алиса Чудесная

» Как наши предки следили за своей энергией
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeЧт Окт 24 2024, 16:39 автор Алиса Чудесная

» В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете оккультных услуг.
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Окт 12 2024, 19:01 автор Ангелиада

» Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeПт Окт 04 2024, 11:33 автор Триникси

» ЧИСТКА. СВЕЧИ С ТРАВАМИ И ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeПн Сен 30 2024, 16:41 автор Venera

» Материнский заговор оберег на солдата
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeПн Сен 30 2024, 16:36 автор Venera

» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeПн Сен 23 2024, 14:09 автор Ariana

» Кристаллы и травы Мабона: 22 для ваших ритуалов осеннего равноденствия
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Сен 21 2024, 21:52 автор Триникси

» Осенние боги и богини: 14 божеств урожая и загробной жизни
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Сен 21 2024, 21:44 автор Триникси

» Магия тыквы: 12 способов использовать тыкву в своей практике
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Сен 21 2024, 21:29 автор Триникси

» Благословения, символы и заклинания Мабона для Зачарованного равноденствия
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Сен 21 2024, 21:20 автор Триникси

» 55 ВЕСЕЛЫХ языческих занятий осенью Плюс мощные ритуалы
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Сен 21 2024, 20:17 автор Триникси

» Как провести Ритуал благодарности на Мабон
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Сен 21 2024, 19:28 автор Триникси

» Обряды, ритуалы и способы празднования Мабона, Осеннего равноденствия
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Сен 21 2024, 19:23 автор Триникси

» Ритуал изобилия на Мабон (осеннее равноденствие)
Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_minitimeСб Сен 21 2024, 19:05 автор Триникси

Луна

анализ

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 170, из них зарегистрированных: 1, скрытых: 0 и гостей: 169 :: 2 поисковых систем

Триникси

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (434) здесь было Чт Окт 31 2024, 08:23
курсор
<script src="//gig-life.ru/s/web/Demo/1/demo_8/snowcursor.min.js" type="text/jаvascript" charset="UTF-8">script>
котик

Счастливого Хэллоуина
мышки

Счастливого Хэллоуина
тихий снег

новогодние украшения web.a.net


Имена (названия) объектов мифологического мира

Перейти вниз

Имена (названия) объектов мифологического мира Empty Имена (названия) объектов мифологического мира

Сообщение автор Огнея Пн Мар 09 2020, 16:57

НАЗВАНИЯ ПЕРВОГО КРУГА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА

МОРЯ

Море (иногда - река) в русских заговорах зачастую представляет собой то водное пространство, которое, по традиционным представлениям, лежит на пути в царство мертвых, мир иной. (см.: Соболев 1913, 111, 124; Чистяков 1982; Гамкрелидзе, Иванов 1984, т. 2., 825-826; Трубачев 1988, 309-310; Гуревич 1990, 128 и мн. др.). Дополнительно о морях, горах, камнях и пр. мифологических объектах в русских заговорах см.: Mansikka 1909, s. 168-213.

ОКЕАН

= Окиян: Амур, Арх., Волог., Ворон. г., Вятск. о., Дон, Калуж., Костр., Минус. о., Олон., Пенз., Перм., Сарат., Симб. г., Тарский окр., Тульск. г., Южн. Сибирь;

Окиан: Арх., Влад., Ворон., Костр., Курск., Перм., Сарат., Симб., Томск., Тульск. г.;

Океан: Влад., Ворон., Вятск. г., Забайк. о., Новг., Орл., Тамб. г.; Океян: Амур, Арх. г., Вятск. о.;

Акиян: Амур, Волог. г., Сибирь;

Екиян: Олон. г.

Известны также формы с аферезисом (об этом см.: Крыжановская 1976, 62; Белей 1989, 57): Киан: Астрахань, Орл., Тобольск. г.; Киян: Дон, Влад., Ворон. г., Вятск. о., Симб., Смол. г.; Кыан: Смол. г.; Киянско море: Вятск. о.

Нужно заметить, что часть орфографических особенностей приведенных форм отражает, скорее всего, не столько их реальное произношение, сколько произвол старых собирателей фольклора. Вариативность написания и и i нами не отражена.

( Это название встречается сотни раз, являясь, по-видимому, наиболее распространенным заговорным именем.

( Из греч. й6,"<`H 'мope, oкeaн', ст.-слав. океанъ (Фасмер 1987, т. 3, 128).

( Для народного сознания иноязычное слово Океан - ИС, название моря. Аргументацию в пользу того, что перед нами именно топоним, а не имя нарицательное, см.: Агеева 1982, 135-136.

( ( Сверх обычной функции Океан, как и другие моря, в заговорах может также служить местом, куда ссылаются враждебные персонажи: ведьмы, колдуны, болезни и т. п., то есть выполняет роль антилокуса, абсолютной периферии мира, граничащей непосредственно с хаосом; на него отгоняется ночной крик младенца, в нем бела-рыбица, в которую отсылают притку, в нем (часто под камнем) сохраняются ключи от заговорных слов или защитных магических кругов 36 (когда он высохнет - ключи востанут). На нем - океанский царь; в нем плавает гоголь, ползет рак, лежит мертвец, сидит петух (все четыре в одном тексте); в нем - зеленый куст, где сидит старшая пчелиная матка; на дне - железная кадь с маком. За ним - каменные горы, у него (на нем, в нем) - дерево, столб, церковь, престол, золотой стул. Его невозможно обойти. За ним царь СоломонИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 сына женит и дочь замуж выдает.

( По словам Н. Митропольской (1974, 22), ""Киян-море", "Окиян-море" - средневековое русское название Ботнического залива".

ХВАЛЫНСКОЕ

= Хвалынское море: Арх. г., Ефим. 2, 170-172; ркп. из Костромы, Вин. 2, 44-45; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 485; ркп. из Тобольск. г., Майк., 545-546; б. м., Сах., 21-22, 23, 25, 22-30, 32. Фонетических и орографических вариантов не зафиксировано.

( 10 упоминаний.

( ( Сверх обычной функции может служить местом "ссылки" враждебных существ (за него также отправляется стрела в заговоре от оружия) и сохранения магических ключей от заговорных слов (или ворот на медных тынах вокруг свадебного поезда). Под ним стоит медный дом, в котором закован огненный змей. За ним в медном городе, в железном тереме заточен добрый молодец. Из-за него прилетает орел, который разбрасывает кремни и кидает громовую стрелу для вызывания дождя и грозы в заговоре от оружия (чтобы подмочить порох). Из-за него "выкатывает" красное солнышко. В него впадает черная река, над которой черная ель, под которой некто черный, черноволосый на вороном коне с золотым кнутом побивает уроки (сглаз). См. о нем также: Кондратьева 1967, 226-227.

( В. Н. Топоров, исследовав многочисленные варианты топонима, встречающиеся в летописях и др. источниках, - Хвалисьское, Хвалийское, Хвалимское, Хвалижское, Хвалынское, Волынское и др. - выводит их из перс. Xv~r'zm через арабизированную форму *Xvar§zm, откуда Хвалис, Хвалимс и др. Название это, по данной версии, означает "Хорезмское", "Хварезмское" - "применительно к Каспийскому морю, которое, как считали в древности, соединялось с собственно "Хорезмийским" - Аральским морем" (Топоров 1989, 55).

ЧЕРМНОЕ

= Чермное море: ркп. из Арх. г., Ефим. 2, 205, 211; Яросл. г., Балов, 425-426. О нем см. также: Кондратьева 1967, 228. Ср. Черное, Черленое мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( 3 упоминания.

( Море, воды которого расступились перед Израилем, ведомым Моисеем, а преследователей утопили.

( Через него летит ворон, несет нитку-шелковинку.

БЕЛОЕ

= Б±лое море: Енис. г., Красн., 79; б. м., Сах., 31.

( 2 упоминания.

( Находится на ОкианеИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2. Посреди него - медный столб, в котором медяница от болезней. В него закладывают болезнь.

СИНЕЕ

= Синее море: Арх. г., Ефим. 2, 170-172; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 2 упоминания.

( Из контекста ясно, что перед нами не эпитет, а ИС.

( В нем синий камень.

АРАПСКОЕ

= Арапское море: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 1 упоминание.

( Ср. Арианское мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 в другом варианте того же текста: Арапское, вероятно, народноэтимологическое переосмысление непонятного названия.

АРИАНСКОЕ

= Арианское (Ариянское) море: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539.

( 1 упоминание.

( По словам Ц. Бодуэн де Куртенэ-Фасмер, "...название моря "Арианского", вероятно, переделка слова Виренское (Виронское), где начальное v- исчезло в словосочетании, а окончание "анское" образовалось по аналогии других прилагательных, напр. моря океанского" (Бодуэн 1914, 94). Виренским берегом называлась "ближайшая часть Эстляндии на левом берегу Наровы от озера Пейпуса до Финского залива" (там же). Ср. также известную арианскую ересь. Ср. Арапское мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 в другом варианте того же текста: вероятно, результат народноэтимологического переосмысления.

АСАФ

= Асаф-море: Костр. г., Вин. 1, 73.

( 1 упоминание.

( ИС Асаф трижды встречается в Ветхом завете, но в качестве антропонима. Крема того, известна Аса"а - "город или область колена Асирова" (Солярский 1879, т. 1, 171). В славянском списке кн. Иисуса Навина (19.[27.]) упомянуты "пред±лы Аса"("(там же). Ср. также царевича Асафия из духовного стиха (Можаровский 1906, 263).

АСТРАХАНСКОЕ

= Астраханское море: Симб. г., Майк., 522.

( 1 упоминание.

( Из-за него "ползет ползун змей ПолозИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2".

ВАРЯЖСКОЕ

= Варяжское море: Арх. г., Ефим. 2, 170-172.

( 1 упоминание.

ЕЛЕНА

= Сине море Елена (вместе с сырой землей ПелагеейИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 и звездами): Енис. о., Майк., 448.

( 1 упоминание.

( Имя можно сблизить с т. н. водой Еленой, исцеляющей от болезней (о ней см.: Ефименко 1874, 29).

( Защищает от бессонницы младенца.

МУГАЙ-МОРЕ, ОСТРОВ, ПТИЦА

= Мугай-море, в котором Мугай-остров, на котором Мугай-птица: б. м., Рыбн., 261.

( 1 упоминание.

( Упомянуто после синего и серебряного морей, где находятся такие же острова и пр.

ЧЕРЛЕНОЕ

= Черленое море: рукопись начала ХVIII в., б. м., Boxин, 490. Ср. Черное, Чермное мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( 1 упоминание.

( Вероятно, переосмысление Чермного моряИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( При нем стоит каменный столп.

РЕКИ

ИОРДАН

= Иордан: Арх. г., Забыл., 333, 351; ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; Орл. г., Попов, 225; Симб. г., Майк., 521-522; б. м., Вин. 1, 35-36; Сах., 20; И(рдан (Р. п. - Иердани): ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 500; Ирдань: Смол. г., Попов, 234; Ердан: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; б. м., Тих. Лет. IV, 78; Ярдан: б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ордан: Курск. г., Майк., 486, 489.

( 14 упоминаний.

( На берегу Иордана чаще всего находятся волшебные помощники и защитники. Посреди него - белый камень, в нем находится белая рыба, которой отдают ключи от заговора. Нередко упоминается, что в Иордане крестился Христос. Мотив реки в зачинах заговоров часто сопряжен с мотивом города, в частности, Иордан (более точная транскрипция ивритского слова - Ярден) - с Иерусалимом.

( Иорданью во многих регионах называли прорубь, особенно освящаемую на Крещение. В связи с этим было распространено поверье о целительной Иорданской воде. См. также: Кондратьева 1967, 223-225.

( В западноукраинском (угорскорусском) заговоре (Петров, 129) в Иордане купаются 3 ангела: первый черпает воду, второй омывает раба Божия, третий молится Господу Богу за раба Божия. Ср. также "вода Ярданица" в белорусском заговоре: Романов 1891, 26.

( В румынском любовном заговоре Мариора отправляется по дороге Траяна к реке Иордану набрать холодной воды и смыть с себя тоску (Яцимирский 1897, 197), а синонимом слов "чистый" и "святой" является выражение "мытый Иорданской водой" (там же, 201-202).

СМОРОДИНА

= Смородина (Черна-Смородина): Костр. г., Вин. 1, 96; Смол. г., Попов, 243.

( 2 упоминания.

( Речку Смородину сближали с одноименной реальной рекой недалеко от г. Карачева (Брянская о.), были указания на распространенность гидронима на Русском Севере; из памятников известны старинные русские гидронимы Смердя, Смерделя, Смердица и др. И. Д. Квашнин-Самарин, считая первичной предположительную форму *Самородина, объяснял Смородину как реку саму собой рождающуюся, первообразную, "самородную", небесный или подземный мифический прообраз всех рек (Квашнин-Самарин 1871, 86-87). Выводили название из смуры - 'темный' в связи с инфернальной символикой черного цвета. А. Е. Крымский предлагал объяснение названия Смородины из распространенного тюркского гидронима Самурдон - 'соболья река' (Кримський 1973, 349-351). Но чаще всего название Смородина выводят из корня "смрад" ("смород") - 'сильный, неприятный, удушливый запах'. Мифотопоним, таким образом, истолковывается как "смрадная, зловонная река". Эту точку зрения высказывали В. Н. Мансикка (1909, 10), Н. И. Коробка (1910, 199), В. И. Еремина (1967, 145), Т. Н. Кондратьева (1967, 212-213), Л. В. Доровских (1977, 42).

( Выступает в качестве водного рубежа "мира иного".

( В заговорах от крови она связана с мотивом перевозчика, "старого, матерого человека" в лодке, секущего саблей синее мертвое тело, причем синяя кровь не течет. На ней калиновый мост, на нем дуб МильянИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( Смородина широко известна в русском фольклоре. По былинным данным, она впадает в Волгу. В. Н. Мансикка и Н. И. Коробка описывали ее как огненную (черную) реку, отделяющую потусторонний мир (ад) от мира живых, реку серную, следовательно - смрадную. (Впрочем, былинные богатыри хотят иногда напиться из Смородины свежей воды.) Через огненную реку в духовном стихе Михаил Архангел перевозит души умерших. Она - рубеж мира иного, преграда, которую вынужден преодолеть отправляющийся в путешествие фольклорный герой. Отсюда связанный с ней в былинах, сказках и заговорах мотив калинового (каленого) моста (см. о нем: Калашник 1992; Хроленко 1997; Юдин 1997), иногда - двух-трех мостов или перевоза, у которых богатырь сражается со змеем, Соловьем-разбойником, чудом-юдом и т. п. В сказках на берегах Смородины лежат кости человеческие (см. № 137 в собрании Афанасьева), переправа смертельно опасна. Заваленная "дубьем да колоденькам", Смородина оказывается третьей заставой на пути былинного Ильи Муромца из Чернигова в Киев (первая - темные леса, вторая - черные грязи), она встречается на пути и у отправляющейся тем же маршрутом жены Ставра Годиновича Василисы (Настасьи) Никулишны. Фольклорная Смородина опасна для живого человека ("черная речка грозна Смородинка"). В песнях река смородна губит молодца за похвальбу, "говорит человеческим голосом, душой красной девицей, за слова ласковые и поклоны низкие пропускает молодцев, других же за обиды топит". Для переправы ее необходимо укротить, усмирить. В народной балладе князь Роман, убив и растерзав свою жену, бросает ее в реку Смородинку; в другом варианте князь Демьян правую руку своей жены с золотым кольцом бросил "во Неву-реку самородную". На Смородине останавливаются на отдых былинные богатыри (Добрыня Никитич, Алеша Попович) и сказочные герои (Иван Быкович с братьями); у нее Саул Леванидович убивает царя Кунгура, а Добрыня настигает богатыря Кузьму Семерцянинова, племянника-врага Ильи Муромца. Здесь Алеша Попович находит убитого Добрыню Никитича. На реке Смородине останавливаются во время набега на Русь королевичи Левики, племянники Политовского короля, через нее переправляется в облике волка князь-оборотень Константин (Роман) Дмитриевич, чтобы навредить им и подать сигнал к битве.

Известие Готлиба Зигфрида Байера, немецкого историка, работавшего с 1725 г. в Санкт-Петербургской Академии Наук, о том, что древнее название Москва реки было Смородина, основано, вероятно, на неверном понимании устойчивых фольклорных сочетаний типа "Москва-река Смородина".

См. также: Юдин 1996.

ДУНАЙ

= Дунай Арх. о.: Аст., 73

( 1 упоминание.

( ( Река на восточной стороне, через которую - калинный мост (о нем см.: Смородина, а также Юдин 1997).

( ( ( Самое распространенное название реки в фольклоре славянских народов, обычно означающее не конкретный Дунай, а реку вообще, своего рода мифологический прообраз реки (ср. в польском тексте для каравая берут "z trzech dunajow wodenkea" [Baczkowska 1988, 90]). Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море, Черное море = Каспийское в песнях и вообще о семантике лексемы дунай в славянском фольклоре см.: Хроленко 1992, с. 31-33. О Дунае в представлениях древних славян, лексеме Дунай в славянских языках и фольклоре см.: Иванов, Топоров 1995. О Дунае в польском фольклоре см.: Bartminski, Majer-Baranowska 1996.

ЕФРАТ

= Ефрат река: Амур, Азад., 014.

( 1 упоминание.

( Расположена в подвосточной стороне.

ПОРАЗЛИВ

= Река Поразлив: Орл. г., Попов, 237.

( 1 упоминание.

( На ней (под дубом ПодливомИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2) сидят святые, изгоняющие лихорадок.

СИЯ

= ...На Сiя реку: Арх. г., Мансик., 134.

( 1 упоминание.

( Очевидно, искаженное СиянИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( "По Сiя реке анделы Господни на Страшном Суде вострубят в трубы золотые..." (в заговоре на оберег скота).

СИЯН

= ...На тэй речки на Сiяни: Смол. г., Добр., 193. Ср. гору СионИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( 1 упоминание.

( На ней лежит камень ЛатырьИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2, на котором две сестры Марьи, третий брат МикифырИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 (в заговоре от грыжи).

_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.  ;баунс;
Огнея
Огнея
Школа современной магии
Школа современной магии

Сообщения : 2801
Дата регистрации : 2013-02-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Имена (названия) объектов мифологического мира Empty Re: Имена (названия) объектов мифологического мира

Сообщение автор Огнея Пн Мар 09 2020, 17:00

НАЗВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЛОКУСА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА

КАМНИ

Центром координат мифологического мира в заговорах чаще всего оказывается камень, находящийся в море, на острове, на горе и т. д. В этой же функции могут выступать престол (алтарь) церкви, дерево (иногда перевернутое вверх корнями), столб, находящиеся иногда на камне. Камень обычно обладает ИС. Абсолютное большинство названий заговорных камней группируется вокруг согласных фонем <л>...<т>...<р>, образуя своего рода поле или парадигму.

АЛАТЫРЬ

= ^латер: ркп. ХVII в. из Олон. г.; Алатырь: Арх. г., Минус. о., Новг., Перм., Симб., Тульск. г.; Латырь: Амур, Арх., Влад., Волог., Вятск., Костр., Новг., Перм., Сарат., Симб. г.; Латарь: Арх. г., Волог., Вятск. г., Дон, Енис., Новг. г.; Алатр: Южн. Сибирь; Алтырь: Вятск. о.; Лотырь: Новг. г.; Латер: Костр. г.; Олатырь: Олон. г.; Анатырь: Волог. г.; Латыш: Костр. г.; Лазарь (Лазырь): Вятск. о., Карелия; Златарь: Волог. г., Златырь: Арх. о., Влад. г., Вятск., Тобольск. г. Постоянный эпитет - "бел горюч (горяч)". В русских текстах встречается золотой, злат, гладок, железный камень.

( Сотни упоминаний.

( Существует много этимологий мифонима, но надежной пока нет. Высказывались мнения о связи слова Алатырь с греч. •8V$"FJD@H 'алебастр', і8,6JD@<, лат. electrum - 'янтарь' (в старинных азбуковниках действительно упоминается камень илектрон, символизирующий Христа, но не имеющий ничего общего с фольклорным Алатырем), греч. І8X6JTD - 'лучезарный, сияющий'; с этнонимом латыгор - 'латыш' при камень = 'гора', т. е. "Латышская гора"; со словом алтарь (лат. altare, ц.-сл. олътарь, др.-исл. altaristeinn); с др.-исл. lei(arsteinn - 'магнит' (см.: Афанасьев 1996; он же, 1865-1869, т. 2; Веселовский 1881; Соболевский 1891; Коробка 1908; Бодуэн 1914; Познанский 1917 [1995], 63, 264-272); но фонетически название Алатырь из этих слов невыводимо. Были указания на вероятную связь мифонима Алатырь и древнего названия Балтийского моря -"Алатырское" (МНМ, т. 1, 57). Мало дает сопоставление Алатыря с географическим названием Алатырь (город в Чувашии). Впрочем, В. Будзишевска считала существование города Алатырь решающим фактором для распространения в фольклоре именно формы Алатырь, а не *Илитор (из і8,6JD@<), которую она полагала исходной (Budziszewska 1992, 53). На наш взгляд, дело могло обстоять и наоборот: аргументация эта едва ли верна, поскольку первично название не города, а реки, на которой он стоит (мордовск. Раторлей), о чем см.: Никонов 1966, l9. В XVI в. (топоним известен с 1552 г.) оно дало на русской почве нынешнюю форму, возможно, именно под влиянием общеизвестного фольклорного мифотопонима. Во всяком случае, окончательно решенным вопрос считать нельзя. "Янтарной" этимологии придерживается О. Н. Трубачев (1980, 12-18), но в ином варианте: слово алатырь он возводит к индоарийскому субстрату Северного Причерноморья, а именно к реконструируемой им форме *alaktar- - 'сияющий, жгущий', которую считает культовым названием янтаря (а того же происхождения *Гantar- - 'удерживающий' [в связи с магнетическими свойствами камня], откуда, возможно, русское янтарь - техническим термином). Фольклорный Алатырь, лежащий в одном из вариантов "Стиха о Голубиной книге" "у моря Теплого", О. Н. Трубачев, продолжая давнюю традицию поисков реальных прототипов фольклорных географических объектов, сближает с известным с античности и до раннего средневековья названием ND@bD4@< z!8X6J@D@H - 'укрепление Алектора' (находилось близ устья Днепро-Бугского лимана). Форму z!8X6JTD, ND@bD4@< z!8X6J@D@H, автор считает "вторичной грецизацией близкой, но не греческой, туземной формы *alaktar-, дошедшей на Русь как таинственное название камень Алатырь. Название, несмотря на темный характер употребления, дошло вместе с хорошим представлением о самом минерале, который, действительно, и бел 'блестящ' и горюч" (там же, 17). В. В. Мартынов высказал сходное предположение, что русское бел горюч камень Алатырь является калькой с иранского *al-~tar (= 'бел-горюч'). "Дополнительным подтверждением могло бы служить рус. белатор-камень (полукалька: бел-атор). Выделяемая в этих вариантах общая часть - атор регулярно восходит к иран. ~tar - 'огонь'" (Мартынов 1981, 25).

( В данном случае нельзя говорить о нескольких вариантах названия, т. к. отсутствует исходная каноническая форма. Здесь мы имеем дело с полем равноправных форм, лишь условно по принципу фонетического сходства и изофункциональности объединенных в одной статье.

( ( В заговорах Алатырь соответствует центру магических координат мира, характеризующемуся максимумом сакральности. Изредка указываются его размеры: высота 60 сажен и долгота 60 сажен (ср. "Стих о голубиной книге", где также даются ее размеры). Он находится в синем море ОкианеИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 на о. БуянеИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2, в пучине Черного моряИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2, на морском пупе, на ФаворскойИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 горе, в чистом поле, дьявольском болоте и т. д. На нем могут находиться дерево (кипарис, булатный дуб), столб (от земли до неба огненный), хрустальный терем, золотая церковь, золотой престол, гробница, черное руно и т. п., а также различные небольшие предметы, например, серебряное блюдо и золотые ножницы, при помощи которых отстригаются болезни (Вятск. о., Иван., 65); золотое гнездо и др. Вокруг него могут быть тридесять замков железных (их крепость бережет человека от оружия). На него помещены (или из-под него появляются) разнообразные волшебные помощники и защитники, обеспечивающие успех заговора, на него же может становиться заговаривающий для молитвы. Под ним находится могуча сила, щука-калуга (рыба-белуга), хранящая ключи и замки от заговорных слов, под него бросают ключи от болезней, из-под него достают златые ларцы с огнем палящим негасимым, оттуда же вылетает петух и 3 х 9 куриц, которых он топчет (в заговоре от импотенции). Камень распиливают и разрубают 12 дочерей царицы ИродаИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 царя СоломииИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 (имеющие имена лихорадок-трясавицИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2), чтобы вынуть из него "палящий и гулящий (так!) огонь" для присушивания любви. Крепостью камня Алатыря закрепляются слова заговора, девичья фата, которой укрыт человек, идущий на войну. Постоянный эпитет: бел горюч (реже горяч).

( А. Н. Афанасьев считал Алатырь метафорой солнца, огненного камня, плавающего в воздушном океане, выражением крепости и могущества жизненных сил, таящихся на о. БуянеИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 (Афанасьев 1996; он же, 1865-1869, т. 2, 142, 148-150). А. Н. Веселовский, В. Н. Мансикка и др. отождествляли Алатырь с чудесным камнем, положенным Спасителем в основание Сионского храма, камнем, снесенным с Синая и положенным в этом храме на место алтаря. Сближения эти едва ли вероятны. Об Алатыре см. также: Дикарев 1896; Ильинская 1988; Архипов 1990; Юдин 1994а.

( В фольклорных текстах с Алатырем связан сложный комплекс представлений. В украинских колядках космогонического содержания белый камень в синей воде был "с начала света", до творения. Встречается он и в русских песнях. В былинах Алатырь связан с чужим миром, не-Русью. У него ставит шатер Илья Муромец, выехав за пределы Руси; он стоит с надписью на распутье трех дорог; от него и от бабы Латыгорки приходит сын Ильи для боя с отцом; на нем выводит детей былинный орел. В духовных стихах Алатырь - место, где выпадает из тучи Голубиная книга. Он сближается с АдамовойИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 головой, т. е. - с Голгофой, и с каменными скрижалями, полученными Моисеем от Бога на г. Синай. Иногда Голубиная книга оказывается написанной конкретно на Алатыре (ср. в Откровении Иоанна мотив белого камня, даваемого Господом, на котором написано имя: Откр. 2. 17.). Сам он часто лежит на Фаворской или Сионской горе. На нем Христос беседовал с апостолами, утверждая веру. В вопросо-ответной части "Стиха о Голубиной книге", восходящей, по В. Н. Топорову (1971), к ритуальному тексту, произносимому у аналога мирового дерева над расчлененной жертвой, Алатырь - "всем камням отец", т. е. первый элемент в классе камней (как Иерусалим - в классе городов, кипарис - деревьев и т. д.), один из основных элементов космоса, соответствующий костям (зубам) первочеловека и из них образовавшийся. Он, таким образом, является не специфически заговорным, но общефольклорным образом.

( В белорусских заговорах встречается Лотры-камень, камень Школат и др. под. (Романов 1891, 141, 193). Ср. также камiнь мармуровий украинских заговоров.

( В западноевропейских традициях Алатырю обычно соответствует мраморный камень; ср. франц. 1а pierre dе marbre, нeм. der Marmorstein в текстах магического характера.

ОКЕЯН

= Океян - в Океянском мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Екiян - в Екiян море: Олон. г., Мансикка, 192; Акиян - в Акияне мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56. Ср. Океан островИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( 3 упоминания.

( Повторяет название моря, в котором лежит.

( В первом и третьем упоминании закрепляет своей твердостью слова заговора.

( Мотив старицы, отстреливающей болезни.

АРАП

= Арап - в Арапском мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 1 упоминание.

( Повторяет название моря, в котором лежит. Ср. Оран каменьИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( Закрепляет своей твердостью слова заговора.

АРДЫН

= Ардын камень: Смол. г., Добр., 189.

( 1 упоминание.

( В заговоре от "чемири" (чемера - у людей боли живота или головы, угар, отравление [Меркулова 1969, 160]).

( "...На тым камни сядит сизэй арёл с зял±зными каптюрями" (когтями) и дерет камень.

( Ср. Ордынское поле, на котором двенадцать дубов, в русской загадке (Загадки 1968, 46, № 1111).

АТИН И ЛАДАН

= Камни Атин и Ладан: Волог. г., Зелен., 230-231; на Окияне-море камень-Ладан: Вятск. о., Иван., 19.

( 1 упоминание вместе, 1 - только Ладан.

( Ладан, возможно, народноэтимологическое переосмысление названия Латырь, АлатырьИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( На камне стоит церковь.

БЕЛОРОБ

= Камень Б±лороб: Орл. г., Попов, 243.

( 1 упоминание.

( На нем сидит змей-Скоросп±йИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

БУЙ

= Бы( на светом Бу±: Арх. г., Мансик., 127.

( 1 упоминание.

( См. БуянИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( Этимология и контекст прозволяют предположить, что перед нами название острова, хотя в тексте этого прямо не сказано.

( На нем находится Никита ВеликомученикИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2, к которому субъект обращается с вопросом, не болят ли у мертвого зубы (в зубном заговоре).

БУЛ

= Бул камень: Костромск. у и г., Вин. 1, 45-46.

( 1 упоминание.

( Закрепляет своей крепостью слова заговора.

КИП

= Кип-камень: Вятск. г., Осокин, 4.

( 1 упоминание.

( Название, по всей вероятности, тавтологическое. Ср.: кЕпака - 'невысокий, крутой каменистый берег', Арх. (СРНГ, в. 13, 214); 'вырастающий из моря камень', Онеж., Кемь (Подвысоцкий 1885, 66); 'гладкий, выходящий из моря камень', Арх. (ООВС, 82); кип(ка - 1.'невысокий, скалистый берег', Арх., 2.'выступающий из воды камень, скала в море', Арх. (СРНГ, в. 13, 214). Ср. также в украинских говорах кiпець - 'искусственный холм' (Марусенко 1972, 285).

КИТРА

= Камень Китра: Щуров, 161.

( 1 упоминание.

( Название, по всей вероятности, тавтологическое. Ср.: китряй - 'камень', Костр. г., Галич (Макаров б. г., 116). Ср. также в украинских говорах китиця - 'гора, поросшая лесом только на вершине', 'крутая гора, поросшая лесом' (Марусенко 1972, 285).

( Под ним 3 черта братья - бьют и выбивают пуд меди, железа и укладу.

ОРАН

= Оран - в Ариянском мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539.

( 1 упоминание.

( Повторяет название моря, в котором лежит. Ср. также Арап-каменьИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( Закрепляет своей твердостью слова заговора.

СИНИЙ

= Синий - в Синем мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 1 упоминание.

( Повторяет название моря, в котором лежит.

( Закрепляет своей твердостью слова заговора.

ХВАЛЫНЬ

= Хвалынь камень: Арх., Ефим., 170-172.

( 1 упоминание.

( Лежит в Хвалынском мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

ЧЕРНЫЙ

= Черный - в Черном мореИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 1 упоминание.

( Повторяет название моря, в котором лежит.

( Закрепляет своей твердостью слова заговора.

ЯНТАРЬ

= Янтарь камень: Перм г., Майк., 552-553.

( 1 упоминание.

( Скорее всего, перед нами позднее народноэтимологическое переосмысление, не добавляющее аргументов в пользу "янтарной" этимологии камня АлатыряИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( На нем сидит старик седой и сечет, рубит по нему. Нет искры, дыма и пламени - так бы и у ружья. С его крепостью сравнивается крепость замка, на который замыкаются слова.


НАЗВАНИЯ АНТИЛОКУСОВ

Так мы называем места, куда ссылаются в заговорах всевозможные демонические персонажи и особенно персонифицированные болезни, или места, откуда они появляются. Эти локусы воспринимались как демонизированная часть пространства мифологического мира, преимущественное место обитания антисакральных сил.

МОРЯ

ЧЕРНОЕ

= Черное море: Арх. г., Ефим. 2, 146-147, 170-172; Влад. г., Майк., 437-438; Волог. г., Иванов, 136; Калуж. г., Забыл., 291; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Новг. и Орл. г., Попов, 238; Сибирь, Гром., 92; Череп. у. Новг. г., Гер., 164; ркп. из Яросл. г., Майк., 464-465; б. м., Забыл., 360. Зафиксирован орфографический вариант "на бирягу Чорныа моря": Смол. г., Добр., 200.

( 13 упоминаний.

( Вероятно, в значительном числе случаев название Черное является результатом позднего переосмысления часто смешиваемого с ним и упоминаемого в аналогичных, но более архаических по языку текстах, библейского Чермного моря Имена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( Несмотря на то, что Черное море входит в ряд фольклорных "цветовых" названий морей (ср. синее море), распространенных и в западнославянском фольклоре, существование реального и всем известного Черного моря, по нашему мнению, удерживало это название в категории имен собственных, не давая ему восприниматься исключительно как цветовое определение с соответствующим символизмом.

( ( Часто из Черного моря появляются 12 дев-лихорадок, оно служит местом отсылания вражьей силы. В этом случае оно находится не в восточной, как ОкеанИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2, а в западной стороне.

( В русских сказках противопоставлено синему морю (синее - устойчивый эпитет моря ОкеанИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2), в нем обитает нечистая сила (змеи). В былинах служит символом опасности (см.: Доровских 1977, 41), вполне укладываясь, таким образом, в "левую" сторону традиционной бинарной модели мира, что, очевидно, обусловлено как историческими фактами, так и славянской символикой черного цвета. О символике черного цвета в славянских заговорах см.: Раденкович 1989, 128. Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море, Черное море = Каспийское в песнях см.: Хроленко 1992, с. 31-33.

( В румынских заговорах в Черное море бросают девичью тоску (Яцимирский 1897, 206).

ОКЕАН

Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике "Названия первого круга мифологического мира"Имена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

ХВАЛЫНСКОЕ

Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике "Названия первого круга мифологического мира"Имена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

ГОРОДА

ЛУКОРЬЕ

= Град Лукорье: Симб. г., Майк., 577.

( 1 упоминание.

( Очевидно, вариант слова лукоморье.

( В заговоре от огненного змея, летающего к девице.

( В нем "летел змей по поморию, града царица им прельщалася, от тоски по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна ея умалялася, сердце тосковалося, одному утешению предавалася - как змей прилетит, так ее и обольстит". Сюжет позволяет рассматривать город как антилокус.

ГОРЫ

АРАРАТ

= Гора Арарат: Орл. г., Попов, 245; Араратские горы: Смол. г., Добр., 206; б. м., Сах., 19, 28.

( 4 упоминания.

( Источником послужило, вероятно, как представление о библейском Арарате, так и о реальной г. Арарат.

( Горы Араратские чаще всего служат местом отсылания враждебного существа или вора, представляясь границей преисподней, что связано, видимо, с положением реальной г. Арарат - на далеком юге (а южное направление связано, как известно, со смертью), на границе враждебного мусульманского мира.

( Гора может стоять на о. БуянеИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2, на ней - заповедный камень.

СИАМСКИЕ

= Сиамские горы: Вятск. г., Иван., 46 .

( 1 упоминание.

( Вероятно, переосмысление Синайских гор (см.: СинайИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2) под влиянием названия Сиам.

( На них дуб-дубище, в котором "сидят 77 лешаков, 77 лешачих, стоит сам лешак ХоровейИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2".

АФОН

Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике "Названия второго круга мифологического мира"Имена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

ОСТРОВА

ЯОСТ

= Яост: Арх. г., Ефим. 2, 202-203.

( 1 упоминание.

( Полный людей остров, на котором, находится Архан-царьИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2, угрожающий Руси.

ОЗЕРА

СОДОМ И ГОМОР

= Озеро Содом и Гомор: б. м., 3абыл., 324.

( 1 упоминание.

( Ср. в белорусском заговоре бесы-дьяволы ссылаются "идз± Содом и Гомора стряблена" (Романов 1891, Имена (названия) объектов мифологического мира Icon_cool; возможно, в результате многократных ошибок при переписке и переосмыслений предлог переосмыслился как существительное "озеро".

( Туда - как в своего рода "место греха", "антиместо" (и в бездну преисподнюю) - ссылается огненный змей, летающий по ночам к девице.

( Историю уничтожения Содома и Гоморры см.: Быт. 18. 16.-33.; 19. 1.-28.

ТИВЕРИАДСКОЕ

= Озеро Тивериадское: б. м., Попов, 18.

( 1 упоминание.

( ( Несмотря на новозаветные ассоциации, выступает в функции, тождественной обычной функции Черного моря: из него выходят 12 дев-лихорадок.

( Озеро в Палестине, оно же в Писании Генисаретское оз. и Галилейское море.

БОЛОТА

СИЯНСКО

= Сиянско болото: Новг. г., Майк., 507.

( 1 упоминание.

( В чистом поле - место игрищ темных сил, где дожидаются изгоняемых из человека болезней.

_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.  ;баунс;
Огнея
Огнея
Школа современной магии
Школа современной магии

Сообщения : 2801
Дата регистрации : 2013-02-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Имена (названия) объектов мифологического мира Empty Re: Имена (названия) объектов мифологического мира

Сообщение автор Огнея Пн Мар 09 2020, 17:00

НАЗВАНИЯ ОБЪЕКТОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛОКУСАМИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА

РЕКИ-ПОМОЩНИЦЫ

Реки в заговорах могут не только выступать в качестве эквивалентов границы или периферийных локусов мифологического пространства, но и быть помощницами, как и антропоморфные персонажи, звезды, змеи и пр., сохраняя при этом свойства географического объекта, как бы полуперсонифицируясь. В качестве ИС рек-помощниц в заговоры часто вводились реальные гидронимы (потамонимы), названия местных рек (об этом и вообще о названиях заговорных рек см.: Агеева 1988).

ВОЛГА

= Волга: Алтай, Майк., 543 (вместе с Камой); Арх. о., МГУ-73, ФЭ-09: 7526; Волог. г., Иванов, 140; Новг. г., Сах., 35; ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 484; б. м., Сах., 23.

( 7 упоминаний.

( ( Обычно выступает, как и прочие реальные реки, в качестве волшебной помощницы: помогает в охоте, не дает расходиться пасущемуся скоту (по принципу симпатической магии: как река течет - так бы текли звери или скотина), смывает болезни и сглаз, порчу, тоску. Кроме того, за ней и на ней могут находиться различные волшебные персонажи: девица - повелительница пуль; лебедь княжая с княжева двора; муж ведун, заговаривающий раны.

( Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море в песнях см.: Хроленко 1992, с. 31-33.

ЛЕДЬ

= Матушка Ледь река: Арх. г., Мансик.,131; пойду на Ледь реку: Арх. г., Мансик., 132.

( 2 упоминания.

( Реальная река в Арх. о.

( Смывает тоску и печаль; во втором тексте по ней плывет кокора (дерево с корнем - см.: Даль, т. 2, 134), на которой дерутся два чертенка (заговор на отворот любви).

МЕЗЕНЬ

= Матушка-Мезень: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6647.

( 2 упоминания.

( Реальная река в Арх. о.

( Смывает тоску.

НЕПРЬ

= Непрь (Р. п. - Напр(): ркп. из Костр. г., Вин. 2, 35.

( 2 упоминания.

( От Днепр, о чем см.: Соколов 1912; ср. также русские потамонимы Непра, Непрушка и др., а также многочисленные балтийские гидронимы с тем же корнем, приводимые в работе: Топоров 1977б, 71. См. также: Гин 1997.

( Из нее выносит осенний лед - так бы выносило тоску по такой-то.

САЛАМАНИДА (ИРДАНЬ, ВУТЯ)

= Сла(на рика Ирдань Саламанида: Смол. г., Добр., 176; сла(на рика Вутя, сла(на рика Саламанида: Смол. г., Добр., 175. Ср. р. ИорданИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2, бабушку СоломонидуИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 и церковь СалманидуИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

( 2 упоминания.

( Смывает сглаз (уроки).

( В первом тексте "ишла па святым гарам, па жа(тым пискам, пу крутым бирижкам, пу зяленым лужкам, пу махам, пу балотам, па гнилым калодам" и смывала их - так бы и уроки. Во втором "выхадила з вастока, с биластока и са (сих четырех старон, атмывала крутыи биряги, аткрывала жа(ты пяски".

ШОРДА

= Шорда: Арх. г., Ефим. 2, 179; Майк., 551.

( 2 упоминания.

( Реальная река в Арх. о., впадает в р. Нельдигу, а та - в р. Мехренгу.

( Течет, смывая берега - так смывай зло (порчу) с винтовки.

ВАРВАРА, НАСТАСЕЯ, ПАРАСКОВЕЯ

= Варвара, Настасея, Парасковея: Новг. г., Майк., 459.

( 1 упоминание.

( Ср. те же и сходные антропонимы, образующие вкупе некое поле и именующие персонифицированные звезды, змей, девиц и др. в заговорах.

( Обмывают золотуху.

ДАРЬЯ, МАРЬЯ

= Перва речка Дарья, вторая речка - Марья: Вятск. о., Иван., 71.

( 1 упоминание.

( Имена, вероятно, восходят к именам звезд, выступающих в той же функции покровительства младенцам.

( Исцеляют: младенцев от бессонницы, для чего дают воды вместе с безымянной третьей речкой.

ДВИНА

= Быстрая Двина: Арх, Майк., 553-555 (ср. царь ДвинскойИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2).

( 1 упоминание.

( Когорта святых загоняет в ней рыбу в рыбацкие сети.

КОТОРОСЛЬ

= Река Которосль: Волог., Иванов, 140.

( 1 упоминание.

( Реальная река, у впадения которой в Волгу стоит г. Ярославль.

( Как она течет - так теките и бегите птицы и зайцы (в охотничьем заговоре).

ОКА

= Ока: Новг. г., Майк., 511.

( 1 упоминание.

( Бежит в чистом поле, обмывает берега - так бы и болезни.

ОМУР

= Омур река: Амур, Азад., 06.

( 1 упоминание.

( Выступает в качестве волшебной помощницы.

( У нее берег с берегом не сходится.

ПЕЖМА

= П±жма река: Арх, Ефим. 2, 186-187.

( 1 упоминание.

( Очевидно, р. Пижма бассейна Печоры.

( Выступает в качестве волшебной помощницы в охотничьем заговоре.

РОСТИЛА

= Река Ростила: Волог. г., Зеленин 1914, 230.

( 1 упоминание.

( Выступает в качестве волшебной помощницы.

ЦОН

= Цон: Орл. г., Попов, 236.

( 1 упоминание.

( Реальный левый приток Оки.

( Текла, подтекала, желты пески подмывала, из зуб боль вынимала.

_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.  ;баунс;
Огнея
Огнея
Школа современной магии
Школа современной магии

Сообщения : 2801
Дата регистрации : 2013-02-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Имена (названия) объектов мифологического мира Empty Re: Имена (названия) объектов мифологического мира

Сообщение автор Огнея Пн Мар 09 2020, 17:01

ИМЕНА (НАЗВАНИЯ) СТРОЕНИЙ

ЦЕРКВИ


САЛМАНИДА

= Церкы( Салманида: Смол. г., Добр., 191.

( 1 упоминание.

( Соответствует центральному локусу традиционной модели мира. Стоит в синем море в заговоре от чемири (чемера - головная боль, угар, отравление [Меркулова 1969, 160]). На ней стоит Божья Матерь, отгоняющая чемирь. Ср. бабушку СоломонидуИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2 и реку СаламанидуИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

ЛАЗАРЕВА ЦЕРКОВЬ

= Лазарева церковь (в ней в гробнице Иван мертвец): Арх. г., Ефим. 2, 201-202 (ср. ЛазарьИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2).

( 1 упоминание.

( Соответствует центральному локусу традиционной модели мира.

( Мотив мертвеца прямо связан с образом воскрешенного из мертвых ЛазаряИмена (названия) объектов мифологического мира 00ae.png?v=2.2.

_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.  ;баунс;
Огнея
Огнея
Школа современной магии
Школа современной магии

Сообщения : 2801
Дата регистрации : 2013-02-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения