автор Огнея Пн Мар 09 2020, 16:17
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ТИХОН СВ.
= Св. Тихон Преподобный: Вятск. г., Осокин, 4; Новг. г., Майк., 512; Перм. г., Майк., 498; Томск. г., Майк., 451; святый Тихон: Волог. г., Иванов, 138; Забайк. о., Майк., 468; б. м., Елеон., 48; Зенб., 2-3; дело ХVII в., Новомб. 06, 123; Тихон (не указано, что святой; с ним Платон): Арх. о., Адоньева, 114.
( 10 упоминаний.
( О фольклорном переосмыслении имени Тихон как "тих он" см.: Альтман 1976, 297; о приписывании ему способности "утишать" болезни - Черепанова 1983а. 72.
( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства; от любого оружия.
Исцеляет: людей от всех болезней; людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от черной болезни (паралич - ООВС, 256; м. б., чума).
(Часто утишает боль, скорбь, болезнь, начальство, даже врага. Участвует в диалоге о зубной боли: св. Иоанн Богослов и св. Антипий спрашивают у него: "Болят ли у мертвого зубы или нет?" В заговоре от крови зашивает вместе с Платоном рану.
( Известны преп. Тихон Медынский (Калужский), основатель Медынской пустыни (Калуж. г.), жил до ХVII в.; преп. Тихон Луховский (( 1492); св. Тихон, епископ Амафунтский (( 425 г.), по молитве которого чудесным образом на бесплодном месте разросся виноградник (память всех 16 июня); св. Тихон, епископ Воронежский (Тихон Задонский, 13 авг.), несколько местночтимых Тихонов.
( Св. Тихону Амафунтскому молятся о даровании плодородия (Ганченко 1995, 266).
ПАНТЕЛЕЙМОН СВ.
= Св. Пантелеймон: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1317; Волог. г., Попов, 229; Орл. г., Попов, 236; Смол. г., Попов, 234; б. м., Забыл., 356; Пантелеймон-исцелитель: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Пантел±й: Забайк. о., Майк., 469.
( 7 упоминаний.
( Исцеляет: людей от зубной боли; людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа); людей от грыжи; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др; детей от родимчика (детская болезнь) и всех болезней.
( Память великомуч. и целителя Пантелеймона (( 305 г.) 27 июля.
( Ему молятся об исцелении от всех болезней (Адоньева, 11; Ганченко 1995, 290).
МАКАРИЙ СВ.
= Св. Макарий: Арх. о., Дмитр., 46; МГУ-75, ФЭ-10: 6665; МГУ-76, ФЭ-11: 2751; Волог. г., Шап., 132; Костр. г., там же; Сарат. г., Майк., 452 (с Антонием); Макарий: Арх. о., Адоньева, 118; Ив., 22; Песк., 80 (близкие варианты). Ср. упоминаемых в заговоре от зубной боли Макария с Захарием и сестрами Дарьей, Марьей, Ульяньей.
( 9 упоминаний.
(( Появление Макария в заговорах от зубной боли и крови, где часто в той же функциональной ячейке выступает мертвец или мертвое тело, созвучно известному употреблению греческого :V6"D и :"6VD4@H - 'блаженный' по отношению к покойникам. "У Гомера :V6"D относится только к богам, а не к умершим, но страна блаженства <F@4 :"6VDT< (дословно 'острова блаженных' - А. Ю.) остается страной смерти в понимании античности" (Брагинская 1978, 537).
( Защищает: скот от всех несчастий.
Исцеляет: людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран; людей от ураза (ушиб, рана).
( В функции защиты от кровотечения из ран мотив его убийства в Иерусалиме; в функции защиты от ураза он лежит у святого озера, "не чует ни щепоты, ни ломоты, ни опухоли" (т. е. перед нами мотив его мертвого тела). В зубном заговоре мотив его и Антония пребывания на том свете, где они видели мертвых, у которых не болят зубы.
( Известны преп. Макарий, диакон Печерский (память 19 янв.), преп. Макарий Унженский (25 июля; о нем см.: Щапов 1863, 67), преп. Макарий Египетский и Макарий Александрийский (( 395, оба 19 января). Память священномуч. Макария митрополита Киевского 1 мая.
( Согласно "Молитве ангелом хранителям", ангел Макарий помогает при постройке дома (Тих. Пам., 346). Макарию Александрийскому молятся об исцелении бесноватых (Ганченко 1995, 215).
АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЕ СВВ.
= Антоний, єеодосий, Киевские Печерские чюдотворцы: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Антоний и єеодосий, киевские и печерские чудотворцы: Арх. г., Ефим. 2, 170-172; Антоний, єедосий, Киевские чудотворцы: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Киевские Антоний и Феодосий: Смол. г., Попов, 234; отцы Антоний, єеодосий: б. м., Забыл., 357. См. Антоний.
( 5 упоминаний.
( Защищают: скот от всех несчастий.
Исцеляют: людей от грыжи; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( "Антоний Преподобный Печерский, основатель Киевопечерской лавры и первоначальник российских иноков" (СИ, 24-26), ( 10 июля 1073 г. Учитель Феодосия Печерского. "Феодосий, препод., игумен Киевопечерский, первый учредитель общежительного порядка в монастырях" (СИ, 249-250), ( 1074.
( Ср. "св. празьнички Антоний, Хвядосий" в белорусских заговорах (Роман., многократно).
КИРИК И УЛИТА СВВ.
= Кирик младенец и мать его Улита: Яросл. г., Балов, 428; Кирик и Улита: Енис. г., Макаренко, 392; Яросл. г., Балов, 427; б. м., Майк., 568-569; Кирик, Иулита: б. м., Забыл., 357.
( 5 упоминаний.
( Защищают: людей от начальства; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.
Исцеляют: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
УЛИТА МАТЕРЬ
= Матерь Улита: Арх. о., Ив., 25 (ср. Кирик и Улита).
( 1 упоминание (остальные вместе с Кириком).
( Помогает: усмирить буяна.
( Мотив ее кротости.
( Память муч. Кирика и Иулитты 15 июля.
( Ср. св. младенца и его мать в русских духовных стихах (см.: Варенцов 1860, 77-86).
КИР И ИОАНН СВВ.
= Киp и Иоанн, св. бессребреники (-кы): Смол. г., Добр., 209; Яросл. г., Балов, 427; Кир и Иоанн: б. м., Забыл., 356, 388.
( 4 упоминания.
( Защищают: скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.
Исцеляют: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; скот от всех болезней.
( Память св. бессребреников Кира и Иоанна 31 янв., перенесение их мощей - 28 июня.
ВАРВАРА СВ.
= Варвара великомученица: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Смол. г., Попов, 234; Яросл. г., Балов, 428.
( 3 упоминания.
( Защищает: людей от начальства.
Исцеляет: людей от грыжи; детей от родимчика (детская болезнь) и всех болезней.
( Память св. великомученицы Варвары 4 дек.
( Украинцы считали, что Варвара великомученица была повешена на бузине, и потому в бузинных кустах живут черти и проч. нечисть (см.: Вовк 1995, 177).
ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ СВ.
= Димитрий Ростовский: Минус. о., Путилов, 52; б. м., Забыл., 344-348.
( 3 упоминания.
( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.
Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Память св. Димитрия, митрополита и чудотворца Ростовского (1651 - 1709) 28 окт. и 21 сент. (обретение его мощей).
КЛИМЕНТ СВ. ПАПА РИМСКИЙ
= Святыи гсдрь папа Римскии чюдотворец Климент: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 485; священномученик Климент, папа Римский: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Новг. г., Майк., 443.
( 3 упоминания.
( Защищает: свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий.
Исцеляет: людей от кровотечения из ран.
( Память св. Климента, папы Римского 25 ноября. Ученик апостола Петра, при императоре Траяне был сослан в Херсонес (Корсунь), где принял мученическую смерть (брошен в море).
( Ср. упоминание в заговоре (Щуров, 166), "Стихе о Голубиной книге" и "Повести о Волоте Волотовиче" его церкви на берегу Акияна-моря (см.: Океан).
ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ СВ.
= Прокопий Праведный Устюжский чудотворец: Минус. о., Путилов, 52; Прокоп(-ий) Праведный: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1312; ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148;
( 3 упоминания.
( Защищает: людей от начальства; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.
Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Память великомуч. Прокопия, юродивого Устюжского 8 июля.
ТИХОН ЗАДОНСКИЙ СВ.
= Тихон Задонский: Смол. г., Попов, 228, 234, 240 (по-видимому, тексты из одного источника).
( 3 упоминания.
( Исцеляет: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; людей от чирья.
( (1724-1783) Епископ Воронежский, затем монах Задонского монастыря (Воронежск. губ.). См. также Тихон св..
( Св. Тихону Задонскому молятся об избавлении от беснования (Ганченко 1995, 313).
ТРИФОН СВ.
= Св. Трифон: Арх. г., Ефим. 2, 175, 219; Три"он: б. м., Забыл., 356.
( 3 упоминания.
( О происхождении имени см.: Труфан и Руфан свв..
( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.;
скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.
Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Память разных Трифонов празднуется 1 февр., 15 и 19 апр., 8 окт., 15 дек. Здесь, вероятно, Трифон, муч. Никейский (( 250 г., 1 февр.). В византийских апокрифических молитвах он - покровитель сельскохозяйственных работ (см.: Алмазов 1904, 9-30). Согласно житию, был прославленным целителем (см.: Ганченко 1995, 224).
( Св. Трифону, муч. Никейскому "молятся об избавлении от гусениц, вредящих садам, полям и огородам; о помощи в различных скорбях, а невесты - о счастливом браке" (Ганченко 1995, 224).
СИХАИЛ СВ.
= Сихаил: Арх. г., Ефим. 2, 207; б. м., Майк., 465; св. Сихил: дело XVIII в., Сибирь, Новомб. 07, 223; св. Сихайло: ркп. ХVII в., Забыл., 353-354.
( 5 упоминаний.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396).
( Имени нет в Писании и месяцесловах. Ср. Сахаил, апокрифический ангел.
( Упомянут в старинной молитве от трясавицы (Сырку, 12).
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ СВВ.
= Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (вселенские чудотворцы или святители и учители): Арх. г., Майк., 553-555; Минус. о., Путилов, 52;Новг. г., Майк., 530-539.
( 3 упоминания
( Защищают: скот от всех несчастий; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
Василий Великий: Арх. г., Ефим. 2, l66-l68; Вятск. о., Иван., 65.
( 2 упоминания
( Защищает: скот от всех несчастий; младенца от испуга и переполоха.
( Память св. Василия Великого 1 янв., св. Григория Богослова 25 янв., св. Иоанна Златоуста (( 407 г.) 14 сент. и 13 нояб.
( Св. Василий также считался покровителем свиней: он пасет их в духовном стихе (Щапов, 50). На Вологодщине ему молились о поросятах (Адоньева, 11). Св. Иоанну Златоусту молятся находящиеся в отчаянии (Ганченко 1995, 314).
( В белорусском заговоре Василию Русалимскому молятся о свиньях (Роман., 152).
МИНА СВ.
= Преп. Мина: Смол. г., Попов, 234; св. мученик Мина: б. м., Борис., 203; св. муч. Христов Мина Минуй: Дон, Майк. 91, 136.
( 3 упоминания.
( Одна из функций, вероятно, определена созвучием имени с глаголом "миновать" - в отношении вражеского оружия.
( Защищает: людей от железного оружия.
Исцеляет: людей от грыжи.
( Память преподобномученика Мины Египтянина (( 306 г.) 2 нояб.
( Св. Мине молились от глазных болезней (Даль 1880, 105; Ганченко 1995, 179).
АНУФРИЙ СВ.
= Ануфрий великомуч.: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; святый отец Ану"pei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504.
( 2 упоминания.
( Защищает: скот от всех несчастий.
Исцеляет: людей от кровотечения из ран.
( В заговоре от крови мотив барана, зарезанного святым без крови и раны.
( Память преп. Онуфрия Великого (( ок. 400 г.) 12 июня. По поводу текста, опубликованного Срезневским, Е. Елеонская (1994, 119) писала: "В этом коротком заговоре упоминается св. отец Ануфрей, имя редкое, которое невольно останавливает внимание. В заговорах весьма нередки случаи, когда имя местного святого вносится в текст, поэтому имена святых иногда могут служить для топографических приурочений. Имя "св. отца Ануфреа" встречается в духовном завещании преподобного Евфросина Псковского (XV в.), упоминающего постоянно "дом свв. оо. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного отца нашего Ануфреа". Возможно, что и заговор от крови с этим именем прошел псковский район и вобрал в себя имя местного уважаемого святого". Впрочем, на наш взгляд, скорее имеется в виду все же преп. Онуфрий Великий.
( Преп. Онуфрию Великому молятся о сохранении от внезапной смерти (Ганченко 1995, 262).
( Ср. также: "лясной цар Оноприй" в белорусском заговоре (Роман., 3) и украинский духовный стих "Преподобному Онопрею", приведенный Чубинским (1872, 176).
БОРИС И ГЛЕБ СВВ.
= Борис и Глеб, св. страстотерпцы: Олон. г., Срезн. 13, 510, 512.
( 2 упоминания.
( Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от деревянного оружия.
( В первой функции мотив отстреливания порчи, а также окружения железным тыном; во второй "стерегут и берегут небо и землю и тайну человеческую".
( Память мучеников князей Бориса и Глеба 24 июля. Они осмысливались как покровители Руси, предводительствующие небесным воинством, выступающим на ее защиту от врага.
ВЛАДИМЕР КНЯЗЬ
= Батюшка Владимер: Амур, Азад., 08; Володимер князь: б. м., Сах., 26.
( 2 упоминания.
( Защищает: от любого оружия.
Исцеляет: людей от усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396).
( В его тереме хранится сбруя Новгородских богатырей для ратного человека, идущего на войну.
( Память св. равноапост. кн. Владимира 15 июля.
( Ср. в украинских заговорах "мiсяць Володимер" (Потебня 1860, 36) и Владымыр (Чубинский 1872, 92) в связи с названиями месяца типа пол. ksiezyc, соотносящими его с понятием князя.
ИВАН УРОДЛИВЫЙ (УРОШЛИВЫЙ) СВ.
= Иван Уродливый: Волог. г., Срезн. 03, 148; Иван Урошливый Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1312.
( 2 упоминания.
( Вероятно, второе определение возникло под влиянием слов "уроки" ('сглаз'), "урошный".
( Защищает: людей от начальства.
Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Во второй функции мотив трех святых, отстреливающих из луков уроки и т. п..
( Возможно, имеется в виду Иоанн юродивый, московский предсказатель, враг Б. Годунова (( 1589, память 3 июля). Известен также Иоанн юродивый Устюжский - память 29 мая.
ИОАНН ПОСТНИК СВ.
= Иоанн Постник: Перм. г., Майк., 498; Иван-поститель: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87).
( 2 упоминания.
( Защищ ает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.
Исцеляет: от родимчика (детская болезнь).
( Мотив железного тына.
( Память св. Иоанна Постника, архиепископа Цареградского 2 сент. Известен также Иоанн постник печерский - 7 дек.
ИУСТИНИЯ СВ.
= Св. Иустиния: б. м., Забыл., 344-348.
( 2 упоминания.
( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.
Исцеляет: людей от 12 нечистых духов.
( Память мученицы Иустины 2 октября. Упомянута вместе со священномуч. Киприаном, который, согласно житию, будучи до крещения магом, пытался приворожить одному юноше ее любовь. "Испытав посрамление диавольских козней знамением крестным, он принял св. крещение..." (Ганченко 1995, 153). Этим сюжетом, видимо, объясняются функции святой.
КИПРИАН СВ.
= Св. чудотворец Киприан: б. м., Забыл., 344-348.
( 2 упоминания.
( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.
Исцеляет: людей от 12 нечистых духов.
( Память муч. Киприана - 10 марта, 10 и 27 мая, 17 авг., священномуч. Киприана, епископа Карфагенского - 31 авг., св. Киприана, митрополита Киевского - 16 сент., Но здесь, очевидно, имеется в виду священномуч. Киприан епископ Антиохии Писидийской (( 304 г., память 2 окт.) Упомянут вместе со св. мученицей Иустиной. Функции, возможно, объясняются мотивом из жития святого - до крещения он был магом (волхвом).
( Священномуч. Киприану молятся о сохранении "от злаго очарования" (Щапов, 64; Ганченко 1995, 153). Киприанова молитва считается обладающей особенной силой.
КОНОН ИСАВРИЙСКИЙ СВ.
= Конон Исаврийский, св. чудотворец: б. м., Забыл., 344-348.
( 2 упоминания.
( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.
Исцеляет: людей от 12 нечистых духов.
( Память муч. Конона Исаврийского 5 марта.
( По сведениям Даля, ему молятся для избавления от оспы (Даль 1880, 105).
МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ СВ.
= Преп. Мария Египетская: Волог. г., Попов, 229; Симб. г., Майк., 577.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
Избавляет от огненного змея, летающего к девице.
( Заговаривающаяся уподобляется ей, заключаясь "во узилища", чтобы избежать греха со змеем.
( Память преп. Марии Египетской (( 521 г.) 1 апр. Вела греховную жизнь, затем в течение 48 лет предавалась покаянию в пустыне.
( Ей молятся об исцелении от плотской страсти (Ганченко 1995, 249).
МАРОФ СВ.
= Св. Мароф: б. м., Забыл., 344-348.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от 12 нечистых духов; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Очевидно, преп. Маруфа, епископ Мартиропольский (( 422 г., память 16 февр.)
( По сведениям Даля (1880, 105), ему молятся об изгнании лукавых духов. См. также: Ганченко 1995, 239.
НИФОНТ СВ.
Св. чудотворец Нифонт: б. м., Забыл., 344-348.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от 12 нечистых духов; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Св. Нифонт, епископ Констанции кипрской (скончался в IV в.) - 23 дек. "За свои многотрудные подвиги удостоился от Бога дара прозорливости и прославился победой над бесами" (Ганченко 1995, 207).
( В Яросл. г. св. преп. Нифонту молились о прогнании лукавых духов (Балов 1893, 428).
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ СВ.
= Сергий Радонежский, чудотворец Живоначальныя Троицы: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Сергий чудотворец: ркп. XVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от бельма; скот от всех несчастий.
( Память Сергия Радонежского (1315-1391) 25 сент.
УВАР СВ.
= Увар Христов мученик: дело ХVII в., Новомб. 06, 123; св. Уарей: б. м., Тих. Пам., 352-353.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от всех болезней; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Память муч. Оуара 19 окт.
СИСИНИЙ СВ.
= Препод. Сисиний: Арх. г., Ефим. 2, 205; ркп. XVIII в. из Костромы, Вин. 2, 7-8; Южн. Сибирь, Бусл., 1596-1597; св. отец Сисиний: Арх. г., Ефим. 2, 207-208; ркп. XVIII в. из Костромы, Вин. 2, 6-7; Новг. г., Попов, 239; ркп. нач. ХVIII в., Вохин, 490; Сибирь, Гром., 92; св. отец Сисиней: Яросл. г., Балов, 425-426; св. Сисений: Арх. г., Ефим. 2, 205-206; св. Сис±ний: дело XVIII в., Сибирь, Новомб. 07, 223; св. Сосиний: б. м., Забыл., 357; св. апостол Сизиний: б. м., Майк., 461-464; святы мученик Сисими: б. м., Тих. Пам., 351-352; св. Силиний: ркп. ХVII в., Забыл., 353-354; преп. отец Сосентий: Новг. г., Попов, 239.
( 17 упоминаний.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( "Сисиний - один из сорока мучеников, которые по церковному календарю отмечаются на 9 марта. В церковном предании о Сисинии нет ничего о способности его изгонять болезни. Между тем народная традиция прочно связывает с его именем целителя от лихорадок" (Громыко 1975, 94). Впрочем, как писал Е. А. Ляцкий, известно 9 Сисиниев, из которых 5 были святителями. Повлиявшими на заговорную традицию он считал трех из них, а заговорного Сисиния - контаминацией Сисиния, епископа лаодикийского, жившего в начале IV в., при Диоклетиане, и косвенно - Сисиния Кизического (Ляцкий 1893, 133-134). О предполагаемых источниках Сисиниевых текстов - магическом трактате "Testamentum Salomonis" (см. с. 77) и византийской легенде о Гило (Гилу), убийце детей, побежденной свв. братьями Сисинием и Сисинодором - см.: Мансветов 1881, Соколов 1888, Миллер 1896, Черепанова 1977. В. Н. Топоров полагает, что имя и образ в конечном счете восходят к Сисинию - преемнику основателя манихейства Мани (см.: Топоров 1993, 102-103). Сисенiи упомянут в опубликованной П. Сырку старинной молитве от трясавицы из украинского травника начала ХVII в. (Сырку, 12). "Лживые молитвы" от лихорадки с упоминанием Сисиния названы в древних списках отреченных книг.
( Ср. также св. Сусой в белорусском заговоре от лихорадки (Роман., 101).
ЛАЗАРЬ СВ., ЕГО СЕСТРЫ МАРИЯ, МАРФА И ПЕЛАГЕЯ (МАРИЯ, МАРИНА, МАГДАЛИНА)
= Лазарь: неоднократно в пинежских (Арх. о.) текстах, Аст., 70; святой бог Лазарь: Арх. о., Ив., 15; Волог. г., Попов, 235; Нижегор. г., Борис., 202; Лазарь четверодневный: Олон. г., Срезн. 13, 493; б. м., А. С., 117; убогий Лазарь: Арх. г., Ефим. 2, 202; Майк., 452-453; Лазарь и его три сестры: Калуж. г., Майк., 453; б. м., Сах., 22 (оба раза упоминаются известные из Писания сестры Лазаря Мария и Мaрфa, к которым, вероятно, ради фольклорной троичности и под влиянием имен звезд [см.: Звезды] и подобных им персонажей, добавлена третья сестра по имени Пе/алагея); Мария, Марина, Магдале/ина, Лазаревы сестры: Арх. о., Ив., 22; Песк., 79; Марья, Магдалена, раба Божья, сестра Лазарева: Арх. о., Ив., 29 (то же: Сав., 169; Песк., 122); Мария, Магдалина, Лазоревы сестры: б. м., Харитонова 1988, 10; Лазарева суббота: Ворон. г., Майк., 453 (ср. Лазарева церковь).
( Свыше 15 упоминаний.
( Имена сестер изменены не без влияния имени Марии Магдалины, а также имен звезд, с которыми они, возможно, связаны генетически; см.: Звезды.
( Исцеляет: людей от зубной боли. Сестры исцеляют взрослого от ураза (рана, ушиб), младенца от переполоха (испуг, крик).
( Обычно - мотив диалога с мертвецом (Лазарем), у которого не болят зубы, не ломит кости.
( Лазарь, по евангельскому преданию, был воскрешен Христом в Вифании в субботу, названную его именем (накануне Вербного воскресенья); память св. Лазаря четверодневного 17 окт., Мария и Марфа поминаются церковью в неделю жен-мироносиц.
( Ср. также духовный стих "Лазарь убогий" (белорусская запись - Роман., 341-356).
АНТИПА СВ.
= Св. отец Антипа: б. м., А. С., 116; священномученик Христов Антипа: Костр. г., Вин. 1, 73; Олон. г., Майк., 471; святой священномученик Антипа: Волог. г., Попов, 235; Антипа зубной бох: Арх. г., Бог., 77; св. Антипий: Томск. г., Майк., 451 (дважды); преп. Антипий: б. м., Забыл., 364; Антип: б. м., Рыбн., 257-258; в заговоре с функцией защиты людей от черной болезни (чума?) из Новг. г. упомянут весенний праздник Антип Водопол: Майк., 512 (ср. Антипа Иантипис, Антипа месяц, Антипий, брат месяца).
( 10 упоминаний.
( Упомянут в канонической, литературной и разговорных формах.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Мотив мертвеца, у которого не болят зубы.
( Память св. священномученика Антипы (( 92 г.) 11 апреля и августа. Ученик ап. Иоанна Богослова, епископ Пергамский.
( О его культе на Руси и зубных молитвах, связанных с его именем и весьма близких к рассмотренным нами заговорам, см.: Алмазов 1900, 484; Тихонравов 1863, т. 2, 356. Пример такой молитвы см.: Ганченко 1995, 251. Ср. народное прозвище Антипы "зубной целитель" и упоминание о нем в "Сказании, киим святым каковыя благодати от Бога даны..." (Щапов, 63).
( Ср. украинские сведения о том, что "святого мученика Антипа признают врачом от зубной боли" (Чубинский 1872, 172 [Чубинський 1995, т. 1, 177]); впрочем, в украинском заговоре "зобовим целителем" назван и Антоний: (Чубинский 1872, 125; Чубинський 1995, т. 1, 130).
ПАФНУТИЙ СВ.
= Преп. старец Пафнутий: б. м., Попов, 18; Сах. 24-25; св. отец Пафнутий: Тамб. г., Майк., 465-466; св. Пафнутий: б. м., Забыл., 357; Волог. г., Попов, 237.
( 5 упоминаний.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Память преп. Пафнутия 15 февр., муч. Пафнутия - 25 сент.
( Ср. св. Пахнутия в украинском заговоре против лихорадок (Еф., 11) и св. Панхвилия в аналогичном белорусском тексте (Роман., 101).
АВЕРКИЙ ИЕРАПОЛЬСКИЙ СВ.
= Аверкий Иерапольский: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Аверкий Ерапольский: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Аверкий Еропольский: Арх. г., Ефим. 2, 170-172.
( 3 упоминания.
( Защищает: скот от всех несчастий.
( Память св. равноапост. Аверкия, епископа Иерапольского - 22 окт.
МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ СВ.
= Меркурий Смоленский: Костр. г., Майк., 53-56; Арх. г., Ефим. 2, 170-172; Меркулий Смоленский: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539 (3 разных списка одного и того же заговора).
( 3 упоминания.
( Защищает: скот от всех несчастий.
( Меркурий, епископ Смоленский, жил в XII в. Память в Киевопечерской лавре 27 авг., общая - 24 ноября.
ФИЛИПП СВ.
= Св. Филипп (самостоятельно): б. м., Щуров, 164, 167; св. отец Филипп: Ярославск. г., Майк., 464-465.
( 3 упоминания.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Только Русская Церковь знает преп. Филиппа Ирапского, основателя Филиппоирапской пустыни (( 1538, память 14 ноября); св. Филиппа, митрополита Московского; преп. Филиппа, основателя и игумена Рабангского Спасо-Преображенского монастыря (память 15 ноября); преп. Филиппа, построившего в 1654 г. близ Устюга церковь Знамения Богородицы (обо всех см.: СИ, 234-238). Филиппом звали одного из апостолов. Муч. Филиппа празднуют 17 авг. В тексте Майкова, вероятно, имеется в виду Филипп Московский (см. Петр, Алексей, Иона и Филипп Московские свв.).
АВКСЕНТИЙ СВ.
= Св. Авксентий: Новг. г., Попов, 238; св. Аксентий: Новг. г., Гер., 164.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( В месяцесловах три Авксентия: муч. Севастийский, пострадавший во времена Диоклетиана - 13 дек., преп. Вифинский - 14 февр., пр. епископ Халкидонский - 18 апр.
( Св. мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту молятся о помощи в бедах (Ганченко 1995, 201).
АНТОНИЙ СВ.
= Антоний, священномученик: Волог. г., Шерем., 51-53; св. Антоний: Сарат. г., Майк., 452. См. Антоний и Федосий Печерские.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Мотив пребывания его и Макария на том свете, где они видели мертвецов, у которых не болят зубы.
( Возможно, Антоний Печерский, т. к. упомянут в первый раз вместе с Евстрастием (известен Евстратий препод. Печерский), а во второй - с Макарием (Киевопечерским?). Но Антоний Печерский не был мучеником. Впрочем, только Русской церковью канонизировано 10 Антониев, к тому же 17 янв. почитается память св. преп. Антония Великого (( 356). Мученик Антоний приходится на 9 ноября.
( Преп. Антоний Печерский прославился в народе даром врачевания (см.: Флоринский 1880, 111). Преп. Антоний Великий почитался покровителем немощных (Ганченко 1995, 212).
( На Украине Антоний - "зубовий цiлитель" (Еф., 7; то же - Чубинский 1872, 125).
АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ СВ.
Артемий Веркольский: б. м., Забыл., 357; Тих. Лет. 4, 79.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Род. в 1532 г. в деревне Веркола Кеврольского уезда, убит громом 12 (по другому источнику - 13) лет от роду (по одному из источников 23 июня 1554 г., что не согласуется с датой рождения). Память 23 июня и 20 октября. См.: Ганченко 1995, 164.
( "Сказание, киим святым каковыя благодати от Бога даны..." (Щапов, 63) и Даль (1880, 105) приписывают ему способность исцелять грыжу.
ЕРМОЛАЙ СВ.
= Ермолай: Забайк. о., Майк., 469; б. м., Забыл., 356.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Память св. муч. Ермолая 26 июля.
ЗИНОВИЙ СВ.
= Св. Зиновий: б. м., Щуров, 167; св. отец Зиновей: Яросл. г., Майк., 464-465;
( 2 упоминания.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Память муч. Зиновия и Зиновии 30 окт.
КИРИЛА БЕЛОЗЕРСКИЙ СВ.
= Кирила Б±лозерский: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Кирилла преподобный: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 4549-4550.
( 2 упоминания.
( Исцеляет: скот от всех несчастий.
( Преп. Кирилл, игумен Большого Белоезерского монастыря (( 1427 г.), память его 9 июня.
ЛОГИН СОТНИК СВ.
= Логин-сотник: Волог. г., Вин. 1, 6-7; преп. Логин: Яросл. г., Балов, 427.
( 2 упоминания.
( Защищает: людей от начальства.
( Первое из двух упоминаний - в апокрифическом мотиве Иустиновых палат (т. е. - Юстиниановых), сотрясшихся при входе сотника. Апокриф, послуживший источником текста, см. в: Франко 1899, т. 2, 351.
( Память муч. Лонгина Сотника - 16 окт. По легенде, был врагом Христа, но, исцеленный от слепоты истекающей из Иисусова бока кровью, обратился и умер мучеником (см.: Мансикка 1909, 6; Ганченко 1995, 158).
( По "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", исцеляет "болезни очные" (Щапов, 63), см. также об этом: (Попов 1903, 255-256; Ганченко 1995, 158).
( Память его 23 апр., 27 сент. и 30 окт.
ХАРЛАМПИЙ СВ.
= Св. мученик и великий чудотворец Харлампий: Смол. г., Добр., 209; б. м. (другой список того же текста), Забыл., 387.
( 2 упоминания.
( Защищает: скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.
( Память св. священномуч. Харлампия, епископа Магнисийского (( 202 г.) 10 февр.
( "Ему молятся о сохранении от внезапной смерти и о изобилии плодов земных" (Ганченко 1995, 230).
АВРААМЕЙ СВ.
= Св. Авраамей: Прианг., Кляус, 9 (ср.: Авраам патриарх (св.)).
( 1 упоминание.
( Исцеляет: от лихорадки.
( Только Российской православной церковью канонизировано 9 Авраамиев, в т. ч. широко известный преп. Авраамий Смоленский († во второй половине XII в., память 21 авг.). Авраамий праздновался 14 февр., 23 марта; Аврамий - 4 февр., 1 апреля и др.
( Ср. в украинских заговорах: Авраамий и его сын Исаакий - от 77 пропасныць, Авраамий и его сын Михайла - от 77 лихорадок (Иванов 1885, 740). В белорусских заговорах от лихорадки встречаются св. Аврамий и св. Сак(ий): Роман., 100. _________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.
Сегодня в 12:40 автор Добрый Фей
» Свистелка
Вчера в 10:45 автор Триникси
» Юмор в картинках-2
Чт Ноя 21 2024, 17:10 автор Чахлик Невмирущий
» Женская энергия и живот
Чт Окт 24 2024, 16:40 автор Алиса Чудесная
» Как наши предки следили за своей энергией
Чт Окт 24 2024, 16:39 автор Алиса Чудесная
» В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете оккультных услуг.
Сб Окт 12 2024, 19:01 автор Ангелиада
» Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.
Пт Окт 04 2024, 11:33 автор Триникси
» ЧИСТКА. СВЕЧИ С ТРАВАМИ И ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Пн Сен 30 2024, 16:41 автор Venera
» Материнский заговор оберег на солдата
Пн Сен 30 2024, 16:36 автор Venera
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Пн Сен 23 2024, 14:09 автор Ariana
» Кристаллы и травы Мабона: 22 для ваших ритуалов осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:52 автор Триникси
» Осенние боги и богини: 14 божеств урожая и загробной жизни
Сб Сен 21 2024, 21:44 автор Триникси
» Магия тыквы: 12 способов использовать тыкву в своей практике
Сб Сен 21 2024, 21:29 автор Триникси
» Благословения, символы и заклинания Мабона для Зачарованного равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:20 автор Триникси
» 55 ВЕСЕЛЫХ языческих занятий осенью Плюс мощные ритуалы
Сб Сен 21 2024, 20:17 автор Триникси
» Как провести Ритуал благодарности на Мабон
Сб Сен 21 2024, 19:28 автор Триникси
» Обряды, ритуалы и способы празднования Мабона, Осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 19:23 автор Триникси
» Ритуал изобилия на Мабон (осеннее равноденствие)
Сб Сен 21 2024, 19:05 автор Триникси