Святочные вечера
Святки - игрища в честь Святовида (Световита), бога всего белого Света. В дар богу приносили плоды полей, садов и огородов, молодых животных. Жрец наполнял рог Святовида молодым вином в честь будущего урожая.
Со словом святки имеют общий корень такие слова, как сватовство, сваха, свадьба. Все происходящее на святках связано именно с этим. Девушки собираются на посиделки, занимаются каким-нибудь рукоделием и поют так называемые подблюдные песни. Одна из девушек собирает у подруг перстеньки, серьги, ленточки и вместе с угольками, зернышками, денежками, без которых гадания не имеют силу, складывает в прикрытое платком блюдо. Другая девушка под очередную песню вынимает спрятанные под платком предметы. Чей предмет, тому и песня. Что песня сулит, то и сбудется.
Есть песни разные:
- к свадьбе
Куют кузнецы золотые венцы.
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро!
- к богатству
За рекою мужики живут богатые, слава!
Гребут золото лопатою, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!
- к разлуке
Заинька-завитаинька!
Завитай, завитай
На чужую сторонушку.
Кому вынется, тому сбудется!
Если на посиделках присутствуют парни, то дело не обходится без игр. Когда людей много и не все знают друг друга по именам, хороша такая игра: все садятся в круг, а водящий подходит по очереди к каждому и спрашивает: "Люб ли сосед?" Получив утвердительный ответ, он спрашивает: "А как люб?" - и тогда соседи целуются. Если же сосед не люб, то на вопрос "А кто люб?" тот должен назвать желанного по имени. Выбранный меняется с отвергнутым местами, а ведущий опрашивает дальше, пока все не перезнакомятся.
Играют в такие игры, которые увлекают собравшихся всеобщим весельем. Незазорной считается игра "в быка", где парень наряжен туром и задевает девушек, которые увертываются от его охальных рогов.
На Святки разыгрываются действа с переодеванием - "ряжением". Сокрывши свое лицо за маской, человек как бы выходит за рамки принятых норм поведения и может сказать и сделать то, чего он не может сказать и сделать в обычном обличье.
В святочное новолуние поминают Рода и Рожаниц. Род - создатель всего сущего и несущего, явного и неявного, живого и неживого. От него идет род людской, он этот род породил. В эти дни совершаются обряды, связанные с рождением детей. По народному календарю на Игнатия совершают обряд-оберег от пустокормицы, а еще через день, на Анастасию-узорешительницу - оберег новорожденных младенцев и готовых к разрешению от бремени рожениц.
Приглашают куму и кума. Они приходят, им подносят в подарок кусок мыла и полотенце, говоря: "Вот тебе, кума, мыльцо да белое белильце для крестника". Использовать подарок следовало при первом же купании ребенка. Считается, что это приносит здоровье детям. Когда моют ребенка, то при этом причитают: "Шла мама из-за морья, несла кузов здоровья: тому-сему кусочек, тебе полный кузовочек!" А затем, окачивая водою, приговаривают: "С гуся вода, с тебя худоба; вода бы к низу, а ты - к верху!" Ребенка после купания в отцову рубаху заворачивают, чтоб ребенок спокойней был и чтоб отец его любил. Чтобы ребенка не сглазили, в рубашку втыкают маленькую булавку или зашивают кусочек хлеба.
С оберегом связан символический обряд "продажи" ребенка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передают через окно ребенка, за которого она "платит" какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, она говорит: "Живи на мое счастье!" На деньги, заплаченные за ребенка, покупают свечи. Пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Таким образом ребенка "привязывают" к жизни.
До сих пор на Рождественский сочельник выпекают фигурки коров, быков, овец и домашних птиц. Выпеченных животных выставляют на окна для показа проходящим, а вечером их рассылают в подарок родным. Такое печево называется "козули" или "коровки" и применяется в особом обряде сохранения и приумножения богатства. А вот современные баранки - это сильно упрощенные обрядовые овечки или овны. Все эти животные обладают особой плодовитостью, и ритуальное их поедание представляет собой акт приобщения себя и всей своей семьи к тем силам и способностям, которые приписываются этим животным. Сделанные в этот день фигурки уже самим фактом своего существования должны влиять на будущее.
По меткому замечанию известного знатока русской истории Снегирева И. М.: "Ни в одном празднике народном не заключается столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям и временам года, как в Святках. В нем представляется странная смесь совершенно разнородных стихий; тут мы видим и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о рождестве Спасителя мира".
Вообще, время Святок - довольно длительный период, поэтому славяне воспринимали его как перерыв во времени, разгул ведьм и вредоносных сил. Если первые шесть вечеров назывались "святыми", то последующие шесть - "страшными", потому что вся нечистая сила пускалась в разгул и могла встретиться в любом месте. Считалось, что в ночь под Новый год ведьмы крали месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами. После встречи Нового года умирание переходило в возрождение и торжество нового мира, нового времени. Оно выражалось в стремлении людей узнать свою судьбу посредством гаданий. Массовое гадание под Новый год и до конца зимних Святок считалось самым верным и действенным.
Повсеместно был распространен обычай обсыпать дома после Рождества овсом или хмелем - символами изобилия. Обычай обсыпания зерном идет еще от тех времен, когда Новый год справляли 1 марта. Люди вспоминали не только об Авсене, но и о боге богатства, "скотьем боге" Велесе, так как широко известен ритуал освящения скота в Крещение. К числу других крещенских обычаев и обрядов относятся смотрины невест, сжигание соломы во дворе, чтобы "согреть" умерших, купание в проруби после ряженья с очистительной целью.
Можно отметить, что упомянутый Авсень (Овсень) - мифологическая персонификация начала весны и нового года по старому календарю (1 марта). Празднование Авсеня было особенно распространено среди земледельцев центральной полосы России и в Поволжье. В нем утверждалось торжество Авсеня над силами зимы, сопровождавшееся заклинанием весны, уничтожением чучела Мары, воплощающей зиму (смерть).
После перенесения Нового года на 1 января об Авсене вспоминали по-прежнему. Теперь и 31 декабря авсеньщики (таусеныцики) шествовали от одной избы к другой, разбрасывали в них зерно. В песнях часто упоминался Авсень, который ходит по домам рачительных хозяев, благословляет их на легкие труды и желает хорошего урожая.
Существо по имени Мара, Марена, Морена являлось мифическим воплощением смерти, мора, а также зимы и ночи. Имя родственно со словом "мрак", "морок", "марево" (знойный летний туман при ясной погоде), "мор" (повальная болезнь), "мары" (могильные курганы, а также носилки для покойников). Мара - чучело, которое носили по улицам при встрече весны 1 марта, а затем его топили или сжигали, а горелую солому разбрасывали по полям. Соломенное чучело означало зиму или ипостась некогда единого мифического существа, сожжение которого означало начало весеннего возрождения.
Мара фигурировала в ритуалах вызывания или усмирения дождя. О ней помнили в ночь на Купалу. Поэтому Марью в купальских песнях-легендах и изготовление в некоторых местностях куклы "Марины" можно считать дальнейшей трансформацией Мары. Враждебное жизни мифическое существо Мара впоследствии утратило непосредственную связь со смертью и приняло общеизвестный облик Кикиморы.
Но вернемся к святочным гаданиям. Иногда они сопровождались пением, иногда таинственным молчанием. Можно отметить, что только во время зимних Святок совершали ритуал кормления мороза. Его уважительно называли Мороз Васильевич, так как кормление совершалось в Васильев вечер, предлагали ложку киселя или кутьи. Мороз просили не касаться озимых, не бить весной ярового хлеба. В целом Мороз, Морозко - мужской мифологический персонаж зимы, в виде могучего богатыря или кузнеца, сковывающего воду "железными" холодами. Его изображали и низеньким старичком с длинной седой бородой. Зимой он бегает по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы. В сказках Мороз (Трескун, Студенец) ходит вместе с Солнцем и Ветром и угрожает заморозить встретившегося им мужика. Когда Мороз выступает в роли помощника, то указывается, что он живет в ледяной избушке и одаривает пришедшего к нему героя.
Вчера в 16:23 автор Триникси
» Свистелка
Вчера в 10:45 автор Триникси
» Юмор в картинках-2
Чт Ноя 21 2024, 17:10 автор Чахлик Невмирущий
» Женская энергия и живот
Чт Окт 24 2024, 16:40 автор Алиса Чудесная
» Как наши предки следили за своей энергией
Чт Окт 24 2024, 16:39 автор Алиса Чудесная
» В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете оккультных услуг.
Сб Окт 12 2024, 19:01 автор Ангелиада
» Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.
Пт Окт 04 2024, 11:33 автор Триникси
» ЧИСТКА. СВЕЧИ С ТРАВАМИ И ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Пн Сен 30 2024, 16:41 автор Venera
» Материнский заговор оберег на солдата
Пн Сен 30 2024, 16:36 автор Venera
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Пн Сен 23 2024, 14:09 автор Ariana
» Кристаллы и травы Мабона: 22 для ваших ритуалов осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:52 автор Триникси
» Осенние боги и богини: 14 божеств урожая и загробной жизни
Сб Сен 21 2024, 21:44 автор Триникси
» Магия тыквы: 12 способов использовать тыкву в своей практике
Сб Сен 21 2024, 21:29 автор Триникси
» Благословения, символы и заклинания Мабона для Зачарованного равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:20 автор Триникси
» 55 ВЕСЕЛЫХ языческих занятий осенью Плюс мощные ритуалы
Сб Сен 21 2024, 20:17 автор Триникси
» Как провести Ритуал благодарности на Мабон
Сб Сен 21 2024, 19:28 автор Триникси
» Обряды, ритуалы и способы празднования Мабона, Осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 19:23 автор Триникси
» Ритуал изобилия на Мабон (осеннее равноденствие)
Сб Сен 21 2024, 19:05 автор Триникси