автор Гобика Пн 1 Фев - 14:43
Запретный плод сладок. Известная всем, старая, как мир, истина... И тем не менее на протяжение тысячелетий люди пытаются откусить хоть маленький кусочек знания именно от запретного плода, хотя вкус его далеко не всегда приятен. Точно так же происходит и с понятиями «колдовство» и «знахарство». Тема удивительно привлекательная как для просто любопытствующего, так и для человека, пытающегося проникнуть в тайны сокровенных знаний.В русском народе колдунов просто боялись, а знахарей уважали и немного боялись одновременно.
Несмотря на существующее разграничение понятий «ведьма», «колдун» и «знахарь», долгое время в сознании народа они были объединены словом «ведуны», потому что принадлежали к касте знающих, ведающих, тайны мира.«Ведун и ведьма (ведунья, вещица), - писал А.Н. Афанасьев, - от корня «вед», «вещ» - означают вещих людей, наделенных духом предвидения и пророчества, поэтическим даром и искусством целить болезни. Названия эти совершенно тождественны со словами «знахарь» и «знахарка» - указывающими на то же высшее ведение. Областные говоры, летописи и другие старинные памятники предлагают несколько синонимов для обозначения ведуна и ведуньи, называют их колдунами, чародеями,. кудесниками и волхвами, вещими женками, колдуньями, чаровницами, бабами-кудесницами и волхвитками.
Чары это те суеверные, таинственные обряды, какие совершаются, с одной стороны, для отклонения различных напастей, для изгнания нечистой силы, врачевания болезней, водворения семейного счастья и довольства, а с другой - для того, чтобы наслать на своих врагов всевозможные беды и предать их во власть злобных, мучительных демонов.Чаровник, чародеец - тот, кто умеет совершать подобные обряды, кому ведомы и доступны свойства трав, корений и разичных снадобей; очарованны - заклятый, заколдованный, сделавшийся жертвой волшебных чар...
Слово «колдун» в коренном его значении доселе остается неразъясненным. По мнению Срезневского, колдуном (славянский корень «клъд-колд» или «калд-клуд-куд») в старое время называли того, кто совершал жертвенные приношения; в хорутанском наречии «калдовати» - «приносить жертву», «калдованц» - «жрец», «калдовница» и «калдовише» - «жертвенник».Знахари в основном лечили русский народ молитвами, заговорами и травами. Это были люди, играющие в народной медицине роль врачей.Они - добрые ворожбиты и не приступали к своему делу без сотворения креста и молитвы. Заговоры их в основном состоят из обращений к Богу и святым целителям-угодникам. Они всегда работали в открытую, не делая из своего ремесла тайны. Заучивали свои заговоры знахари устно (от других «знатков») или по письменным источникам - рукописным тетрадями, называемым «цветниками», «травниками», «лечебниками», которые можно найти в ждеревнях и в наши дни.
Знахари не знались с нечистой силой, однако знали, как ей можно противостоять.Они опирались на целебные свойства трав, использовали в своей врачебной практике хлебные свойства хлебного зерна, соль, уголь, печную глину и заговоры.
Колдун же был наделен даром предвидения и пророчества, а также может лечить болезни, но дар этот он получал от дьявола. Колдуны и ведьмы попадали в пожизненную зависимость от нечистой силы, и именно бесы заставляли их творить зло, причем часто причиняя вред даже самым близким людям.Колдун, несомненно, имеет генетическое родство с волхвом, древним предсказатель и жрецом и состоит в самых близких отношениях с нечистой силой, и черти не только беспрекословно выполняют все его повеления, но и требуют себе «новых заданий».Первоначально колдуном, по одному из существующих объяснений, назывался тот, кто со злым умыслом закручивал колосья в «колтун», то есть наводил порчу. По другой версии, это слово происходит от славянского «колидон», то есть ряженый.С колдунами «сближались» в народном представлении и представители некоторых профессий - прежде всего, мельники, плотники, пчеловоды, печники и кузнецы.
Мельник, по мнению русского народа, обладает особой силой. Он может договориться с водяным, чтобы тот не прорывал плотины, не ломал мельничных колес. Мельник приносил мельничному духу жертву в виде черной курицы и знал специальные заговоры. И еще мельник был во вражде с лешим.В деревнях бытовало поверие, что мельник обладает способностью творить чары на подтек, то есть своими колдовскими снадобьями и зельями разрушать чужие мельницы и выгонять водяных из прудов и рек.В народе рассказывали великое множество страшных историй о мельниках. Вот одна из них, записанная в XIX веке.
«В прежние времена такие истории случались, что только подумаешь, так кожу обдирает.- Ты, дядя Василий, поди, много знаешь страшного-то? Расскажи, пожалуйста.— Какое много, но кое-что знаю.— Расскажи, Василий Александрович.— Ну, ладно, расскажу вот я про своего родителя, как он у меня Святки проводил да с лешим шушукался. Дело было в Святки на пятой день Рождества Христова. Он же был мельник, вот и вздумал запустить мельницу на Васильев день, крестьянам муки помолоть. Оделся в шубу и пошел. У нас в тот вечер была посиделка, ребята ему и кричат: мол, не ходи, дядя Александр, смотри, леший шапкой по голове помажет. Как это они сказали, он и говорит: «Я лешему сама рога переломаю». А мать моя услышала с печи и закричала: «Перекрестись, прежде чем на мельницу входить, Лександр, нешто забыл, ведь Святки теперь, мало ли что может наблазниться?» Отец же был немножко выпивши, изругал нас всех трусами и пошел на мельницу. Идет себе и в ус не дует, не верю, что может меня леший поблазнить. Выходит за деревню, подходит к баньке на краю деревни и только хотел пройти мимо, как вдруг двери в бане как хлопнет, так что вся баня-то и запрыгала. Он и подумал, что это, наверно, банника леший донимает, и решил его выручить. Подошел к бане и хотел было отпереть задвижку, но не тут-то было. Никак дверь не подается, хоть ногой он толкал, потом плечом в дверь уперся. Да дверь трещит, но не отворяется — и все тут. Вдруг отец слышит, что леший-то стонет, и думает: «Погоди, я тебя уважу», - и давай опять плечами дверь поддевать. Опять слышит: леший хрипит от натуги, но поддается, дверь не отпускает. Отец плюнул и пошел дальше, только на прощание сказал: «Ужо, леший, я по шее-то тебе накостыляю». Приходит на мельницу, вынул из-под колес и машин подставки и сел покурить, как ни в чем не бывало. Вдруг слышит, что под мельницей кто-то свистеть, да так резко, как рожок нашего пастуха Ваньки. Свистит это он, леший, а отец усмехается: «Свисти, я ведь не испугаюсь». Посвистал, посвистал да и замолчал. А затем как набрал воздуха в легкие да как дунет в машины мельницы, решил их крутить вместо воды. А машины-то, машины как замахают, так что страшно стало. Ну и полез отец с мельницы-то долой, чтобы не придавило колесом-то мельничным. Вспомнил наконец отец мой, что он лешего можно «отговориться», и давай читать заклятье на лешего: «На море, на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, на том камне, Алатыре, стоит крест, крестом крест человек родился, крест водрузился, а сатана связался, Бог прославился. Замыкаю свой заговор семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью цепями, бросаю ключи в Океан море, под бел горюч камень Алатырь. Кто мудреней меня взыщется, кто перетаскает песок из всего моря, тот освободит лешего». Только заговор отец проговорил, леший заскрежетал зубами и давай опять пыхать в себя воздух. А отец в то время успел-таки запереть мельницу. «Ну, теперь. - думает, - леший, я с тобой хоть в рукопашную пойду». Только это подумал, как вдруг леший подбежал да как схватит у него с башки шапку - и нет его. Приходит отец домой, а жена спрашивает, где шапка-то. «Леший унес». Все захохотали и умолкли. Отец себе лег на печку, да и думает: «Как это я прозевал, когда леший шапку у меня стащил». Встал утром да и налаживается в Вологду ехать, купить себе новую шапку. У него опять мать моя спрашивает, куда он шапку девал. «Да леший унес, я ведь говорил тебе». Все стали расспрашивать, как это такая оказия случилась. Ну он им и рассказал. Отец решил, что не придется ему больше носить шапку. Думал, если леший унес, так не отдаст никогда. Но не тут-то было. Поехал он в мясное заговенье к теще барана доедать по старому обычаю, подъезжает к Бревновскому забору, глянь, а на заборе шапка его висит.— Неужто это правда, дядя Василий?— А что мне врать-то? Ведь не деньги брать». _________________
Самый страшный дьявол красив, изыскан, витиеват, возвышен, почти божественен - это ваше извращенное желание.
Сегодня в 13:54 автор Эржика Баторий
» Свистелка
Сб 20 Апр - 15:03 автор Кот Бегемот
» Музыка которая понравилась.
Вс 14 Апр - 23:01 автор Ariana
» А вы бы хотели в СССР?
Сб 13 Апр - 21:04 автор Кот Бегемот
» Юмор в картинках-2
Вс 31 Мар - 16:56 автор Триникси
» Поздравление всех форумчан с праздником
Ср 13 Мар - 19:16 автор Гендальф
» В Индии обнаружили йогина, в -50 медитирующего в снегах Гималаев
Пн 4 Мар - 19:04 автор Jakub@
» Юмор о разном
Пн 26 Фев - 13:53 автор Снежинка Майя
» 7 Герметических Законов Вселенной
Вс 18 Фев - 17:33 автор Марк
» В России откроют академию шаманизма
Чт 25 Янв - 11:05 автор Снежинка Майя
» Потерянная душа
Ср 24 Янв - 17:13 автор Огнея
» Ээрены
Ср 24 Янв - 16:58 автор Огнея
» Псалом 108
Чт 11 Янв - 13:27 автор Leonard
» 12 фактов виртуальности нашего мира
Пт 5 Янв - 19:31 автор Банши
» Мантра Ом дам дургайе намаха
Пт 5 Янв - 11:02 автор Огнея
» Мантра Сарва мангала
Пт 5 Янв - 10:59 автор Огнея
» МахаКали стотрам
Чт 4 Янв - 20:22 автор Огнея
» МахаКали мантра 216 раз
Чт 4 Янв - 20:20 автор Огнея