Лунный дракон
Приветствуем Вас!

Дорогие друзья! Для просмотра всей информации вам нужно пройти регистрацию Это займет не более трех минут вашего времени! Активация учетной записи производится лично Вами через письмо на мейл.

Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением D59540702f9e



Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
» Тема Гэндальфа
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСегодня в 22:50 автор Гэндальф

» Приветствие
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСегодня в 22:16 автор Ariana

» Помогает ли чеснок, лимон и имбирь от вируса?
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСегодня в 21:58 автор Ariana

» Вирусы, грибки, бактерии погибают в дыму
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСегодня в 18:37 автор Гэндальф

» Наши забавные питомцы
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСегодня в 13:56 автор Гобика

» Как защититься от токсичных людей: 5 золотых правил психологии
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСегодня в 13:03 автор Гобика

» Смешные животные (видео)
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСегодня в 12:29 автор Missuri

» Дама с пауками на чакрах под ником Звезда Света
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeВчера в 14:00 автор Гэндальф

» Засохшее болото....
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeВчера в 00:02 автор Триникси

» Только конченная сволочь могла создать став "Вирус"
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСб Апр 04 2020, 12:14 автор Гобика

» Коронавирус и Творец. Взгляд каббалиста
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСб Апр 04 2020, 11:47 автор Гобика

» Сравнение духовного и материального миров
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСб Апр 04 2020, 11:30 автор Гобика

» Позитивное мышление убивает психику человека?
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeПт Апр 03 2020, 15:32 автор Begonia

» Флейта, Табла и Тибетская Чаша, Чистые Положительные Вибрации
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeСр Апр 01 2020, 21:37 автор Ariana

» Экхарт Толле:О желаниях настоящих и мнимых
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeВт Мар 31 2020, 14:02 автор Ariana

» Избранные Мысли Ошо о Любви, Счастье, Просветлении и Смысле жизни. Аудиокнига
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeВт Мар 31 2020, 13:44 автор Ariana

» Внутренняя инженерия — создайте свою жизнь такой, как вы хотите
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeВт Мар 31 2020, 13:38 автор Ariana

» Роберт Адамс - Истинного Я нет. Сатсанг | Аудиокнигa | Адвайта
Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Icon_minitimeВт Мар 31 2020, 13:35 автор Ariana

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 19, из них зарегистрированных: 1, скрытых: 1 и гостей: 17 :: 2 поисковых систем

Ariana

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (354) здесь было Вт Янв 06 2015, 21:36
Красивые аватары на avatarochka.ru

Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением

Перейти вниз

Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением Empty Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением

Сообщение автор Ariana в Вт Мар 10 2020, 12:33

1. Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением.
2. Основные тематические группы заговоров.
3. Поэтика заговоров. Особенности композиции и сюжета.
4. Специфика бытования заговоров, публикации.

Среди других видов устного народного творчества заговоры занимают своеобразное место. От прочих жанров фольклора (песни, сказки, былины, легенды и т.д.) они отличаются прежде всего тем, что представляют собой средства для достижения определенной практической цели. Заговоры тесно связаны с бытом, они утилитарны. Однако в них налицо и несомненные проявления неосознанно-художественного отражения мира.



В кратком определении заговор есть традиционная ритмически организованная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей.


Мы относим заговор к обрядовой поэзии, потому что словесная формула заговора обычно сосуществует с действием, причем действие и слово оказываются взаимообратимыми и тождественными по функции. Предполагается, что одной и той же цели можно достичь и с помощью слова, и с помощью действия. Часто словесная заговорная формула представляет собой только словесное выражение, словесное описание, изображение совершаемого действия.


По вопросу происхождения заговоров высказывались различные точки зрения. Так, мифологи, в частности А.Н.Афанасьев , определял заговоры как обломки древних языческих молитв и заклинаний. Наиболее яркими примерами таких молитв считались тексты, содержащие обращения к природным стихиям – месяцу, звездам, солнцу, заре и т.д.


Мифологическому противопоставлено формалистическое определение заговора как сравнения и психологическое определение сравнения как ассоциации.


Потебня и Зелинский (конец 19 – начало 20 века) утверждали, что в основе заговоров лежит не молитвенное обращение к языческим стихийным божествам, а примета, простое восприятие явлений, ассоциация как первичная функция сознания, свойственная человеку еще на до-языковой стадии его существования.


Если углубиться в древность, можно убедиться в том, что из древнейших времен восточнославянские племена вынесли промыслово-хозяйственные заговоры. По общему взгляду на заговоры, свойственному первобытнообщинному периоду, успех в охоте и скотоводстве зависел от того, насколько данный охотник или владелец стада знал нужные заговоры.


Особенно обширную группу составляют заговоры, применяемые в домашнем обиходе крестьян и горожан. Все их мы можем назвать бытовыми заговорами. Это заговоры для призывания или отогнания нечистой силы, от пьянства, свадебные заговоры и особенно распространенные в быту – лечебные.


Заговоры против болезней – наиболее распространенный вид заговоров. Из 372 заговоров, помещенных в собрание Л.Н.Майкова «Великорусские заклинания» (1869), 275 относятся к числу лечебных. Это своеобразная по характеру представлений и действий с ними связанных группа.


^ Социальные заговоры. Обширна группа заговоров, регулирующих отношения людей в обществе: заговоры от злобы лихих людей, заговоры на подход к начальству, заговоры для идущего в суд, заговоры на ратное дело, на укрощение жестоких господ и.д. Особое место среди них занимают заговоры, касавшиеся семейно-брачных отношений.


В.П.Аникин отмечает, что композиция заговора до 10 века была проще той, которая известна по более поздним заговорам. Заговор, уже испытавший христианское влияние, нередко начинался с молитвенного вступления (1) «во имя отца и сына, и святого духа» или «Исусе Христе, сыне Божий, помилуй меня». Заговоры могут иметь и немолитвенное начало. 


Следующая часть– зачин (2): «Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле». По существу, зачин есть словесное воспроизведение места обрядового действия.


Хотя заговаривающий осенял себя крестом, именовал себя рабом Божьим, тем не менее формула о рабе, выходящем из избы в поле воротами, удержала в себе элементы языческого обряда. Далее могли идти слова о фантастическом умывании, одевании утренним светом. Более абстрактна следующая часть – эпическая (3). В эпической части заговора встречается ряд традиционных мотивов: мотив чудесной щуки, мотив красной девицы, сидящей на камне и шьющей красной ниткой (на остановку крови), мотив сметания или смывания болезни.


За эпической частью в заговорах следует требование, так называемая императивная часть (4) – основная композиционная часть в заговоре, так как словесное требование всегда было главным моментом в нем. Например: «Как из неба синего дождь не канет, так бы у раба Божьего (имярек) кровь не канула».


Заговор завершался так называемой закрепкой (5): «Моим словам будь ключ и замок», «Слово моё крепко!» К числу поздних явлений можно отнести и зааминивание. (6).


Исконными, существующими до принятия Русью христианства в заговоре могли быть следующие элементы композиции: словесное изображение обрядового действия в зачине, эпическую часть, императивную часть с перечислением пожеланий и требований, а также закрепку. Заговорам дохристианской поры могла быть чужда молитвенность, заговор требовал, вынуждал воображаемые силы природы действовать в согласии с волей человека. Слияние заговора с молитвой произошло в более позднее время.


В заговоре видится влияние других жанров фольклора: сказочные средства, образы из загадок, заимствования из лирики. В заговоре встречаются фольклорные постоянные эпитеты: поле – чистое, леса дремучие, темные; звезды частые; цветы лазоревы; горы – высокие; пески – желтые; сердце – ретивое; очи – ясные; тело – белое; голова – буйная; молодец – удалый, добрый.


Заговору свойственна ритмичность: «Лютая змея, у тебя дом в пещере, а у раба Божия в деревне». В заговоре встречается палилогия – повторение каждой последующей строкой заключительных строк предыдущей: «На море на окияне, на острове Буяне стоит дуб.// Под тем дубом ракитовый куст.// Под тем кустом лежит бел камень.


Для заговора характерны глагольные окончания ритмически соразмерных синтаксических частей, то есть заговор нередко является стихом:


Едет Егорий храбрый на белыим коне,
Златым венцом украшается,
Булатным копьем подпирается,
С татем ночным встречается.


Заговор сохранял многочисленные лексические повторы, а также повторения однажды выбранного синтаксического строя.


Основная литература

Аникин В.П. Русский фольклор. – М.,1987. – С.94-11

Петров В.П. Заговоры// Из истории русской советской фольклористики. –Л.,1981. – С. 77-142

_________________
В ЛС не отвечаю!


Оголошення у поліклініці:
"Усіх, ко поняв у чому смисл життя, психіатр прийме без очереді".


Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением 79408f11
Ariana
Ariana
Хозяйка
Хозяйка

Сообщения : 29258
Дата регистрации : 2013-01-27
Откуда : Трансильвания

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения