Прежде чем перейти к подробному анализу таких терминов, как «независимый разум», посмотрим, что пишет о «реальности» подобных «разумов» сам Алистер Кроули. В главе XVIII «Магии в теории и на практике» Кроули рассуждает о «Теле Света» и «астральных путешествиях» так:
Разумеется, это второе тело [т.е., Тело Света] не «реально» <…>. Прежде чем приступить к вопросу о ясновидении, нам придется вкратце рассмотреть эту проблему «реальности», потому что связанные с нею недоразумения постоянно порождают множество хлопот.
Есть такой анекдот: едут в поезде два американца. У одного на коленях корзина какой-то странной формы. Второму становится любопытно, он наклоняется к первому и спрашивает: «Скажите, а что у вас там в корзине?» Первый — худосочный, длиннолицый тип, — нехотя цедит сквозь зубы: «Мангуст». Второй недоумевает — он сроду не слыхал о мангустах. Выждав немного, он на свой страх и риск обращается к владельцу корзины снова: «А что это такое — “мангуст”?» «Мангусты едят змей», — поясняет тот. «И на кой черт вам сдался мангуст?» — еще больше озадачившись, восклицает второй. Первый, подаваясь к нему, доверительным шепотом сообщает: «Вы понимаете, брату моему того... змеи всюду мерещатся». Второй замолкает, долго шевелит мозгами, жалобно смотрит на первого и наконец не выдерживает: «Но так то ж не настоящие змеи!» «Ясное дело, — кивает владелец корзины. — Но так и мангуст же тоже не настоящий!»
Это идеальная притча о Магии.
В «Заметках к астральному атласу» эта идея развивается далее:
Признать объективное существование некоего «Ангела», дарующего нам новые знания, более удобно, чем предполагать, что в результате проведенной инвокации мы пробудили некие сверхъестественные способности в самих себе.
Вопрос о «реальности» или «объективности» этих символов обсуждению не подлежит. Понятия x4 или v(-1) способствуют развитию математики и приближению ее к искомой Истине, невзирая на то, «существует» ли в действительности Четвертое Измерение или есть ли у выражения v(-1) «смысл» того же порядка, что и у выражения v4, подразумевающего количество единиц в стороне квадрата из 4 единиц.
Астральный План — неважно, реальный или воображаемый, — представляет опасность для любого, кто пытается проглотить его без соли той Премудрости, что заключена в вышеописанном подходе <…>
Мы не имеем права утверждать, что какая-либо Астральная Сущность «реальна» или «объективна», на основании одного лишь субъективного чувства ее независимого существования. Только доказательство, валидное для любого квалифицированного наблюдателя, способно послужить доводом в пользу основной предпосылки Религии — существования Сознательного Разума, не зависящего от мозга и нервной системы в том виде, в каком мы их себе представляем7 .
Выше мы показали, что отказ Кроули от термина «Высшее Я» в «Магии без слёз» не свидетельствует о том, что он изменил свою позицию по этому вопросу: точно так же он отвергал этот термин и двадцатью годами ранее, в «Новом комментарии» к «Книге Закона». А на основании приведенных здесь отрывков мы теперь можем утверждать то же самое и в связи с концепцией «объективного» Ангела: идеи, выраженные в «Магии без слёз», Кроули развивал еще в 1921 году, когда были написаны «Заметки к астральному атласу».
Однако еще важнее то, что в «Заметках к астральному атласу», содержащих совершенно недвусмысленные рассуждения о «независимых разумах», Кроули неоднократно подчеркивает, что сам вопрос об их «реальности» или «объективности» нерелевантен. Более того, он заявляет, что мы не имеем права судить об их «реальности» или «объективности», не располагая «доказательством, валидным для любого квалифицированного наблюдателя». Та же мысль о несущественности самого вопроса о «реальности» Ангела звучит и в «Магии без слёз», в письме под названием «Может ли ангел порезаться при бритье?»:
Должны ли мы на этом основании заключить, что весь данный комплекс впечатлений носит всего лишь символический характер? Следует ли рассматривать его как часть нашей личности, наподобие грезы, хотя и более яркой, чем обычные мечтания, и более «реальной», потому что ее основные составляющие оказываются истинными, как почти всегда бывает при проверке видения на подлинность? <…> По-моему, гораздо проще сказать, что эти ангелы — «реальные» индивиды, хотя и обитающие в мире, о законах которого мы не имеем понятия, и что для общения с нами они используют подходящие символические формы.
При этом Кроули настаивает, что такие термины, как «ангел», принимаются лишь для удобства, во избежание лишних сложностей. Таким образом, с легкостью рассуждая об «объективных индивидуальностях» и «независимых разумах», Кроули в тех же самых работах постоянно подчеркивает, что пытаться всерьез отстаивать «реальность» подобных явлений бессмысленно. Так, на основании собственных его слов можно заключить, что из описания Священного Ангела-Хранителя как «объективной индивидуальности» или «независимого разума» отнюдь не обязательно следует вывод о том, что это — абсолютно самостоятельная и внешняя по отношению к нам «сущность», никоим образом не зависящая от человека, воспринимающего «видение».
Как отмечает Кроули в главе VII «Магии в теории и на практике», «цепляться за веру в то, что Марий из Аквилеи8 существовал на самом деле, было бы наивно». Столь же наивно было бы цепляться за веру в то, что «ангелы» — это самые что ни на есть настоящие «сверхъестественные создания» в буквальном смысле слова. И, тем не менее, представления об «объективных индивидуальностях» и «независимых разумах» лишь подчеркивают те опасности, о которых мы говорили в предыдущем разделе, в связи с понятием «Высшего Я», а Кроули так настойчиво обращается к этим понятиям вновь и вновь, что просто сбросить их со счетов мы не можем. Показав, что Кроули, по крайней мере, не объявляет этих «ангелов» и т.п. неоспоримо «реальными сущностями», попытаемся выяснить, что в действительности может стоять за этими понятиями. Но сперва рассмотрим, какой смысл вкладывается в понятие «объективная индивидуальность».
Объективная индивидуальность
В письме из «Магии без слёз» под названием «Священный Ангел-Хранитель — не “Высшее Я”, а объективная индивидуальность» речь идет главным образом о том, к какому плану бытия принадлежат «ангелы», и, в частности, том, «подвержены ли они несчастным случаям, превратностям судьбы и так далее».
Уже во втором абзаце этого письма мы сталкиваемся с проблемой различения между «субъективным» и «объективным». В самом этом различении заключено немало тонких нюансов смысла, и всякий раз важно точно понять, какие именно из них используются в данном контексте. Если рассмотреть злополучную цитату об «объективной индивидуальности» в контексте всего письма, она приобретает совершенно неожиданный смысл. Кроули утверждает, что
…в этом письме я буду использовать слово «ангел» как обозначение для всех бестелесных существ, от демонов до богов, — понимаемых во всех случаях как объективные: субъективный «ангел» мало чем отличается от пустой грезы.
Во-первых, не будем придираться к определению «бестелесные», а не то нам придется ограничиться лишь теми сущностями, которые заведомо не имеют даже подобия тел (как, например, божество, которому поклоняются христиане). В действительности эта категория гораздо шире. Например, в нее прекрасно вписывается Зевс. С одной стороны, он, несомненно, «существо»: он — царь богов в греческой мифологии, владыка неба, муж Геры, обладатель по меньшей мере двоих старших братьев и множества детей; и ему приписывается великое множество деяний, совершить которые может только «существо». С другой стороны, он «бестелесен» — хотя бы потому, что в физическом смысле его не существует.
Итак, что же в данном контексте подразумевается под «объективным»? Всего лишь то, что любой желающий может независимым образом открыть для себя целый ряд качеств, характеристик и сюжетов, связанных с Зевсом, обратившись к обширному корпусу литературных и прочих источников. Независимо от того, существует ли он физически или нет, в этом смысле он обладает «известными» свойствами и фигурирует в широко известных легендах. Утверждать то же самое об упомянутом Кроули «субъективном ангеле» невозможно: он доступен восприятию одного-единственного человека и действительно «мало чем отличается от пустой грезы».
Это немаловажно. «Объективный» в данном случае означает вовсе не то, что мы можем ухватить Зевса за грудки или отвесить ему подзатыльник. Это лишь указание на то, что Зевс обладает рядом объективных качеств, существующих независимо от любого данного человека. Если какой-либо человек заявит, что Зевс — не царь богов, а всего лишь безвестный столяр из Нунеатона, его утверждение можно будет с легкостью опровергнуть. Но проделать это с «субъективным ангелом», известным лишь одному-единственному человеку, невозможно. Под «объективным» может пониматься нечто существующее совершенно независимо от чьего бы то ни было сознания, но в данном случае подразумевается вовсе не это. Заявлять на основании вышеприведенной цитаты, что Кроули полагал, будто имеются ангелы, реально существующие совершенно независимо от чьего бы то ни было сознания, — все равно что утверждать, что Книга Бытия вовсе не повествует о «(грехо)падении человека», поскольку ни на одной из ее страниц мы не найдем рассказа о том, как Адам споткнулся о камень и расшиб себе коленку. Не спасает дела и аргумент о том, что «грехопадение человека» в Книге Бытия не описывается, поскольку никакого грехопадения в действительности не было: жизнь и эпоха Шерлока Холмса благополучно описываются в рассказах Конан Дойля, несмотря на то, что никакого Шерлока Холмса в действительности не существовало. Одним словом, запутаться в подобной терминологии проще простого, так что следует все время быть начеку.
Памятуя об этом, посмотрим на то различие, которое Кроули далее проводит между двумя группами «ангелов», одни из которых являются «микрокосмами», а другие — нет:
…некоторые ангелы — это всего лишь эманации стихий, планет или знаков, которым они соответствуют. Это неполноценные существа, почти в таком же смысле, как животные. В отличие от людей, они не являются микрокосмами. Они почти целиком состоят из своей планеты или иного принципа, которому они соответствуют. <…> В вышеприведенном случае его существование очевидным образом зависит от планеты Венера; и, казалось бы, если эту планету вдруг вышибет из Солнечной системы, Кедемель тоже прикажет долго жить. Но не стоит торопиться с выводами: ведь сама Венера — это всего лишь эманация числа 7, и в этом смысле она неуничтожима <…> Вот какая-то подобная идея и стоит за традиционным представлением о том, что стихийные духи бессмертны, но становятся смертными, когда под влиянием своих стремлений или привязанностей воплощаются в виде людей.
Упомянутая Кроули «какая-то подобная идея» — это, коротко говоря, тот факт, что «немикрокосмические» ангелы представляют собой лишь проявления «чего-то иного», а это «иное», в свою очередь, вечно, так что «ангелы» в данном случае — всего лишь его условные названия или эпитеты. Кроули отмечает, что «известно немало восточных легенд, о том как дриады или наты погибали, когда кто-то срубал дерево, служившее им обиталищем», — и это вполне естественно, потому что сущности такого рода по определению являются духами деревьев, в которых обитают, а когда исчезает дерево, исчезает и его дух. С другой стороны, «дух грома» куда более устойчив: от него так легко не избавиться.
Итак, «немикрокосмический» ангел может быть «объективным» как олицетворение определенного явления или предмета (например, грома или дерева), обладающее определенными свойствами, которые без особого труда может заметить любой внимательный наблюдатель. В сущности, это тоже всего лишь название или эпитет для вещи, существующей на физическом плане. Именно в этом смысле следует понимать процитированную фразу: «Некоторые ангелы — это всего лишь эманации стихий, планет или знаков, которым они соответствуют». Эти «ангелы» — просто удобные «ярлыки», которые мы навесили на соответствующие предметы или какие-то частные проявления этих предметов. Духи такого рода неотделимы от этих предметов, потому что определяются через них.
С другой стороны, существуют «микрокосмические» ангелы —
микрокосмы точно в таком же смысле, как и люди. Они — индивидуальности, собравшие себя из различных частиц в соответствии со своими возможностями и потребностями, в точности как и мы сами. Я хочу, чтобы вы поняли, что такие богини, как Астарта, Астарот, Котис, Афродита, Хатхор, Венера, — не просто проявления планеты: они — отдельные индивидуальности, отождествленные друг с другом и поставленные в соответствие планете Венера лишь потому, что к этому идеалу близка самая яркая черта их характера.
Возьмем для примера того же Зевса. Зевс — не просто олицетворение неба или грома: он — определенная индивидуальность со своими личными особенностями, склонностями и чертами характера, описанными в мифах; и эта совокупность его свойств — больше любого частного объекта или явления из тех, с которыми он ассоциируется. И это описание, опять-таки, остается верным и перед лицом аргумента о том, что Зевс «не реален», — точно так же, как высказывание «Шерлок Холмс был человеком» не теряет свой истинности несмотря на то, что «в реальности» никакого Шерлока Холмса тоже не было. Подобные воображаемые индивиды «собрали себя из различных частиц в соответствии со своими возможностями и потребностями», поскольку эти «частицы» создавались различными людьми с течением времени и постепенно менялись, соединялись и смешивались с частицами, составляющими других мифологических индивидов, так что и сами эти личности преображались и развивались со временем — в точности так же, как и личности реальных живых людей.
Таким образом, определение этого типа «бестелесных существ» как «объективных индивидуальностей» ни в коем случае не означает, что ангелы данного рода существуют в том же самом смысле, что и люди, живущие на земле. Речь идет о полностью вымышленных существах, а «объективность» в их определении означает лишь то, что их свойства и особенности более или менее общепризнанны и конкретны. Утверждать на этом основании, будто Кроули и впрямь отстаивал реальное существование «Астарты, Астарота, Котис, Афродиты, Хатхор и Венеры» — совершенно абсурдно, особенно в свете таких отрывков, как этот, из «Магии в теории и на практике»:
Так, когда мы утверждаем, что Нахиэль — это «Разум» Солнца, мы вовсе не имеем в виду, что он обитает на Солнце: мы лишь указываем таким образом на разряд, к которому он принадлежит, и на характер, которым он обладает; и несмотря на то, что мы можем «призвать» его, это не обязывает нас верить, что он «существует» в том же самом смысле слова, что и мясник, у которого мы делаем закупки.
Итак, исследовав соображения Кроули по поводу «объективности» Ангела, мы обнаружили четыре важных пункта:
* утверждения из «Магии без слёз», которые обычно принимают за аргументы в пользу того, что Кроули переменил свою точку зрения на вопрос о «реальности» САХ, в действительности не могут служить таковыми, поскольку те же самые положения Кроули высказывал еще двадцатью годами ранее;
* отказ Кроули от термина «Высшее Я» как синонима САХ опровергает не само положение о «субъективном» или «внутреннем» характере Ангела, а лишь один из вариантов этой точки зрения, согласно которому Ангел — это «просто некая выборка, выжимка или возгонка наших собственных излюбленных качеств»;
* термин «объективная индивидуальность» в контексте всего письма, где он использован, не должен непременно пониматься как утверждение о том, что САХ — это «реальная сущность», внешняя и полностью отдельная от человека; и
* для достижения Священного Ангела-Хранителя необходимо установить контакт с некой «независимой» сущностью, поскольку это — единственная альтернатива точке зрения, приравнивающей САХ к «Высшему Я».
В поддержку мнения об «объективности» САХ может быть использован лишь последний из всех перечисленных пунктов
Проблема Айвасса
Помимо всех разнообразных и, подчас, мнимо противоречивых утверждений о Священном Ангеле-Хранителе, у Кроули особо выделяется одна группа высказываний, в которых речь идет об Айвассе как о его личном САХ. В «Равноденствии богов» Кроули пишет:
Я объявляю себя единственным авторитетным лицом, уполномоченным выносить решения по спорным вопросам, возникающим в связи с «Книгой Закона», — на том основании, что ее Автор, Айваз, есть не кто иной, как мой собственный Священный Ангел-Хранитель, Познания и Собеседования с Коим я достиг и потому имею к Нему исключительный доступ.
И еще раньше, в «Новом комментарии» к AL, III:68:
И что эта Книга, как не Слово Айваза, а Он — кто, как не мой Священный Ангел-Хранитель?
В предыдущем разделе мы показали, что те замечания Кроули, которые нередко используют в поддержку гипотезы об «объективности» САХ, в действительности ничуть не противоречат «субъективному» подходу. Но идея о том, что Айваз — Священный Ангел-Хранитель Кроули, при серьезном рассмотрении порождает множество противоречий.
Во-первых, можно отметить, что в эссе «Звезда видна» Кроули указывает:
Изложить точные правила, при помощи которых человек может достичь познания и собеседования со Своим Священным Ангелом-Хранителем, невозможно, ибо для каждого из нас это особая тайна — тайна, о которой невозможно ни рассказать, ни даже намекнуть кому бы то ни было, какой бы степени тот ни достиг. Это Святая Святых, в которой каждый человек — сам себе Первосвященник; и никто не может знать ни Имени Бога своего брата, ни Обряда, в котором тот Его призывает.
Но при этом оказывается, что «Имя Бога» самого Кроули нам прекрасно известно (и даже в двух вариантах записи), — равно как и Обряд, в котором тот Его призвал (Кроули опубликовал его в 1929 году под названием «Liber Samekh»). Правда, это еще не самая серьезная проблема; в конце концов, почему бы человеку не обнародовать свой способ призывания САХ и имена, которыми он Его называет?
Куда серьезнее другое. Если мы признаем, что Айваз был Священным Ангелом-Хранителем Кроули и что он достиг Познания и Собеседования с Ним (как утверждается и в «Равноденствии богов», и в других источниках) в октябре 1906 года, после «шести месяцев Инвокаций», то как быть с преданием о «получении» «Книги Закона» в 1904 году? Возможность записывать слова Ангела с голоса, доступного физического слуху, следовало бы расценивать как свидетельство уже состоявшегося Познания и Собеседования — а между последнее состоялось лишь два с половиной года спустя.
Более того, в «Магии в теории и на практике» Кроули утверждает, что человек, достигший Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом-Хранителем, «осознаёт свой священный путь и готов следовать ему с полной уверенностью», — а между тем сам Кроули по собственным его словам отвергал весть Айвасса, пока не нашел «потерянную» рукопись «Книги Закона» на чердаке своего дома в Болескине в июне 1909 года9 . В письме, датированном 25 апреля 1938 года, Кроули признает: «Я боролся против [этих] сил, [стоявших за “Книгой Закона”], всеми своими силами на протяжении многих лет», — а в «Магии без слёз» отмечает: «Вы не согласны с Айвассом — в точности, как и все мы». Итак, если мы согласимся с заявлением о том, что Священным Ангелом-Хранителем Кроули был Айвасс, то к какому году отнести достижение Познания и Собеседования с Айвассом — к 1904 или к 1906? И как быть с теми фактами, что Кроули отвергал весть Айвасса, боролся с нею «всеми своими силами на протяжении многих лет» и даже в 1945 все еще был «не согласен с Айвассом»? Получается, что Айвасс в роли САХ имеет очень мало общего с тем САХ, о котором Кроули рассуждает во всех остальных своих работах.
Еще одна проблема возникает в связи с заявлением Кроули о том, что «никто не может знать ни Имени Бога своего брата, ни Обряда, в котором тот Его призывает». Дело в том, что для общения с Айвассом он то и дело нуждался в помощи других людей. «Книга Закона» в 1904 году была получена благодаря Розе — именно с ней, а не с Алистером, впервые заговорил Айвасс; а в апреле 1906 года Кроули попросил Сестру F. (Элейн Симпсон) призвать Айвасса, чтобы он мог с Ним побеседовать, и эта операция, судя по всему, прошла успешно. Если Священный Ангел-Хранитель и впрямь олицетворяет «Великую Работу» и «Истинную Волю», как о том постоянно пишет Кроули, то возникают серьезные сомнения в том, что чьего-либо Ангела может призвать посторонний человек.
Кроме того, в «Магии без слёз» описывает способ, которым связались с ним «Мастера» — то есть, те самые «силы, стоящие за “Книгой Закона”»:
…я со своей стороны не прилагал ровным счетом никаких усилий и досадовал на их вмешательство с высокомерным, ожесточенным и гневным недоверием. <…> Они избрали меня.
Это утверждение полностью согласуется со словами Кроули о том, что он «боролся против [этих] сил, [стоявших за “Книгой Закона”], всеми своими силами», и свидетельствует о том, что все его общение с этими силами (и Айвассом как одной из них или, по крайней мере, их представителем) было следствием некой работы, которую вели над ним самим, а не каких-либо его собственных трудов. Все это невозможно согласовать с представлением о том, что Познание и Достижение САХ эквивалентно свершению «Великой Работы. Если Айвасс действительно был «Священным Ангелом-Хранителем» Кроули, а его общение с Айвассом — результатами «Познания и Собеседования», то приходится признать, что мы имеем дело с совершенно иным типом САХ, нежели тот, на Познание и Собеседование с которым направлена вся программа А:.А:..
Более того, сам контекст, в котором появляются утверждения об Айвассе как о личном САХ Кроули, зачастую оказывается довольно странным и противоречивым. В «Равноденствии богов» Кроули определяет Священного Ангела-Хранителя как «наше Тайное “Я” — наше Бессознательное Эго», но затем заявляет:
…эти слова — не мои, если только не принимать Айваза всего лишь за мое подсознательное «я» или некую его часть; в последнем случае остается предположить, что часть эта жестоко подавлялась, ибо мое сознательное «я» ничего не знало об Истине, сокрытой в этой Книге, и питало неприязнь к большинству ее этических и философских положений. Из этой гипотезы следовало бы также и то, что я — неведомо для себя самого — обладал всевозможными сверхъестественными знаниями и способностями. Закон экономии мышления (см. работы сэра У. Гамильтона) свидетельствует против подобного предположения.
Так в рамках одной главы Кроули утверждает, что Священный Ангел-Хранитель есть «наше Тайное “Я” — наше Бессознательное Эго», и в то же время — что Айваза не следует «принимать <…> всего лишь за мое подсознательное “я”». Тот факт, что эти утверждения, следующие одно за другим, не могут быть верны одновременно, заставляет нас заподозрить, что, называя Айвасса своим САХ, Кроули употреблял этот термин в ином смысле, чем обычно.
К тому же, в «Равноденствии богов» мы встречаем следующее заявление:
Сейчас я склонен полагать, что Айвасс — это не только Бог, Демон или Дьявол, которому некогда поклонялись в Древнем Шумере, и не только мой собственный Ангел-Хранитель, но и человек, как и я сам… —
тогда как в предыдущей главе утверждается:
Но кто такой Айвасс по природе своей — духовная сущность или некий человек, знакомый Брату P[erdurabo], — остается только гадать.
Принять идею о Священном Ангеле-Хранителе как некоей «сверхъестественной сущности» уже непросто, но предположение о том, что чей-то Священный Ангел-Хранитель может на деле оказаться другим человеком, живущим на этой Земле (как со всей очевидностью утверждает Кроули в первой из этих цитат и выражает полную готовность признать — во второй) окончательно сводит на нет все наши попытки вписать Айвасса в определение САХ.
Итак, отождествление Айвасса со своим личным САХ у Кроули — явная аномалия. Возможно, она объясняется тем, что Кроули объявил о глубоко личной связи со «сверхъестественным автором» «Книги Закона» лишь для того, чтобы претендовать на «исключительный доступ» к нему и оставаться «единственным авторитетным лицом, уполномоченным выносить решения по спорным вопросам, возникающим в связи с “Книгой Закона”», укрепив тем самым свои позиции мирового религиозного лидера. Так это или нет, но остается фактом, что применительно к Айвассу термин «Священный Ангел-Хранитель» употребляется у Кроули совершенно в ином смысле, чем во всех остальных контекстах. Допустив обратное, мы должны были бы сделать вывод, что Кроули в какой-то момент отказался от всей своей философии и системы магического развития, тогда как на деле он продолжал развивать и пропагандировать эту философию и систему до конца своих дней.
Перевод
Анна Блейз, 2012
1 Написанном в 1920-м и впервые опубликованном в 1926 году. — Примеч. авт.
2 С равным успехом можно было бы заявить, что эта книга — сомнительная аномалия, что к концу жизни Кроули начал «терять хватку», что он всего лишь пытался приспособить свои теории к уровню начинающей ученицы или же решил в порядке эксперимента преподнести их в более «религиозном» ключе, признав, что предыдущие, более рациональные попытки подачи материала в духе «научного иллюминизма» привлекают не так уж много последователей. Но для начала мы обязаны по меньшей мере постараться просто выслушать, что именно пытается сказать нам Кроули в этой работе. — Примеч. авт.
3 Седьмой компонент «благородного Восьмеричного пути» буддизма — «осознанность», или осознавание своих телесных функций, ощущений и содержимого своего сознания. Джеффри Блок описывает саммасати как «чистое внимание, отрешенное наблюдение за тем, что происходит внутри и вокруг нас в настоящий момент». Кроули здесь подразумевает, что Священный Ангел-Хранитель — и «Истинное Я» — не имеют отношения к нашим мыслям, ощущениям и сознанию, но существуют где-то за их пределами. К этому положению мы вернемся позже, после того как подробнее рассмотрим идею «независимого разума». — Примеч. авт.
4 Т.е. випассана — самонаблюдение и интроспекция. Здесь еще раз подчеркивается, что Священный Ангел-Хранитель существует за пределами нашей психики. — Примеч. авт.
5 Выше приводилось утверждение Кроули о том, что отыскать Священного Ангела-Хранителя «путем исследования своей собственной личности невозможно». Но никакого противоречия здесь нет: под «собственной личностью» Кроули в данном случае подразумевает сознательное «я», или содержимое психики, а мы говорим об исследовании природы Истинного Я. Подробнее о разнице между этими понятиями речь пойдет ниже. — Примеч. авт.
6 Еще один аргумент против того, что сообщения Священного Ангела-Хранителя можно оценивать по критерию того, что «ощущается правильным». — Примеч. авт.
7 Далее Кроули утверждает, что подобное гарантированное «доказательство» представляет собой «Книга Закона». Разумеется, мы не обязаны принимать это заявление на веру: оно требует скептического анализа, но данный вопрос выходит за рамки нашего эссе. — Примеч. авт.
8 Римлянин, в теле которого Алистер Кроули был воплощен в одной из прошлых жизней. — Примеч. авт.
9 См. «Исповедь Алистера Кроули», глава 65.
https://www.oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/magic_thelema/theory/Hessle.txt
Пт Ноя 29 2024, 16:32 автор Кот Бегемот
» Свистелка
Сб Ноя 23 2024, 10:45 автор Триникси
» Юмор в картинках-2
Чт Ноя 21 2024, 17:10 автор Чахлик Невмирущий
» Женская энергия и живот
Чт Окт 24 2024, 16:40 автор Алиса Чудесная
» Как наши предки следили за своей энергией
Чт Окт 24 2024, 16:39 автор Алиса Чудесная
» В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете оккультных услуг.
Сб Окт 12 2024, 19:01 автор Ангелиада
» Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.
Пт Окт 04 2024, 11:33 автор Триникси
» ЧИСТКА. СВЕЧИ С ТРАВАМИ И ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Пн Сен 30 2024, 16:41 автор Venera
» Материнский заговор оберег на солдата
Пн Сен 30 2024, 16:36 автор Venera
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Пн Сен 23 2024, 14:09 автор Ariana
» Кристаллы и травы Мабона: 22 для ваших ритуалов осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:52 автор Триникси
» Осенние боги и богини: 14 божеств урожая и загробной жизни
Сб Сен 21 2024, 21:44 автор Триникси
» Магия тыквы: 12 способов использовать тыкву в своей практике
Сб Сен 21 2024, 21:29 автор Триникси
» Благословения, символы и заклинания Мабона для Зачарованного равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:20 автор Триникси
» 55 ВЕСЕЛЫХ языческих занятий осенью Плюс мощные ритуалы
Сб Сен 21 2024, 20:17 автор Триникси
» Как провести Ритуал благодарности на Мабон
Сб Сен 21 2024, 19:28 автор Триникси
» Обряды, ритуалы и способы празднования Мабона, Осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 19:23 автор Триникси
» Ритуал изобилия на Мабон (осеннее равноденствие)
Сб Сен 21 2024, 19:05 автор Триникси