Лес, просто Лес. Так его и зовите.
Царь природы
Судя по многочисленным описаниям, в чаще обитали совершенно разные создания, для которых у крестьян было общее название – леший. Например, невозможно ведь спутать корневидного уродца с величественным старцем в белых одеждах. В последнем облике он чаще всего появляется перед людьми. Во Владимирской губернии о встрече с ним рассказывали: «Смотрим, откуда ни возьмись, высокий человек, высоченный, прямо как дерево, сзади лапти на спину повешены». Костромичи видели его и вовсе великаном: «высоченный, выше леса, мужик с дубиной... Оставленный им след вдвое превосходит обычный человеческий. Он свободно переступает через реку...» На Севере рассказывали, как он ойкнул, переступив через реку Онегу: «Ой, - говорит, - через Онего ступил-шагнул, так даже штаны лопнули!»
И совсем по-иному выглядят лешие из проклятых. В Саратовской губернии деды о них рассказывали своим внучатам: «Лет двести или триста тому назад, - жили в Киеве лешие, разошлись они по земле. Леший - тот же проклятый человек; живут они в больших лесах и болотах, постоянно хохочут; кто им попадется, того защекочут до смерти». В тех же краях пастухи однажды наткнулись на лешего из проклятых: «В лесу была изгородь, пастухи варили поздно вечером кашу и пошли загнать быков; возвращаясь, видят, что какой-то человек хлебает их кашу; они спросили его, кто он, и тот ответил, что его отец и мать прокляли по лесам ходить; затем он исчез».
Сколько лесов, столько и леших. Каков лес, такой и леший. Или наоборот. Но очень уж они разные!
Этих несчастных в народе называли дикими мужичками. По нижегородским поверьям, лешие-дикари живут «в глуши, в больших лесах». Дикенькие мужички перекликаются в лесной чащобе, щекочут попавших к ним людей. Они отождествляются то с лешими, то с проклятыми. Один саратовский крестьянин по фамилии Шевченко, ночью пас волов на лесной поляне, развел костер, как вдруг услышал вдали отчетливый хохот, который постепенно приближался; смех прерывался иногда глухими стонами — «уфф!». Затем все смолкло. Мужик испугался так, что волосы у него стали дыбом и собрался уже было бежать прочь, но тут из темноты к нему вышел совершенно голый и обросший волосами человек и попросил: «Дай мне кусок хлеба, я сильно голоден; но брось его левой рукой наотмашь". Шевченко исполнил просьбу лешего, тот схватил хлеб, съел его, затем захохотал, свистнул, ухнул и исчез из виду».
Вряд ли этого одичавшего человека можно назвать лешим. Ему не то, что лесом и зверьми повелевать, самому бы хоть как-то выжить в этих суровых условиях. Трудно его спутать с «зеленым хозяином», о котором в Карелии рассказывали: «Хозяин в лесу есть. В зеленой одежде ходит, в ботинках, и кепка, фуражка зеленые. И глаза у него зеленые».
Леший редко ходит в зеленом, но по случаю может и принарядиться. Вот случилось как-то в Олонецком крае, что влюбился леший в девушку и явился к ней домой, чтобы посвататься: «Так славно одет был: козловые сапоги, красная рубаха, тулуп и все, как есть - настоящий купец, значит, или приказчик какой из Питера. Развернул бумажник - денег гибель, деревню покрыть можно. При нем тоже брат, мать и вся, значит, церемония свадебная. Ударили по рукам. Ничего, говорит, вашего не надо, девку одну надо...»
Свадебный поезд пронесся по селу с необыкновенным шумом: поднялся такой ветер, что на многих домах крыши снесло!
После свадьбы невеста сразу же исчезла вместе с женихом и лишь спустя два месяца пришла ненадолго ночью для того, что бы вернуть родителям нательный крестик. О себе сказала, что живет хорошо, только муж молиться не разрешает.
Дети у леших появляются по-разному. Есть у них те, кого родители, прокляв, сказали: «Пойди ты к лешему!» - Так и вышло.
Есть уроды, которые родились от брака с лешачихой – таких лешие стремятся подкинуть людям, а настоящего младенца, похитить из колыбели и забрать себе. Есть и нормальные дети, рожденные от брака с девушкой. Они тоже становятся лешими, но к людям относятся по-доброму и им выделяют такие делянки, где за много верст нет ни единого человеческого жилья. Иногда леший похищает из деревень баб-повитух, чтобы те приняли роды у его жены, а потом за услугу расплачивается волшебным предметом. Так, в олонецкой быличке леший "что конь добрый" уносит на себе бабку-повитуху в лесную избу, а затем награждает неразменным гривенником, запретив, однако, рассказывать об этом кому бы то ни было. «Долго старуха, - говорится в быличке дальше, - после этого держала чертов серебряный гривенник. Разменяет его и мелочь издержит, а наутро он опять у нее в кармане лежит. Так ведь пользоваться не умела! Выпила она это раз на крестинах водки, да под хмельком и расскажи всем. На другое утро сунет руку в карман, а там лежит черепок от чугунного горшка!»
Ну, а живут лешие по-разному. Бедные - в дупле векового дуба (вообще-то их любимое дерево – осина, а самое ненавистное – рябина). Те, кто немного состоятельнее – в крепкой избе. Бывает, что и охотничья избушка для них годится (иногда, как у бабы Яги, на курьих лапах, то есть, на высоких подпорках). А есть и такие, что обзаводятся настоящими хоромами.
Деревья в лесу нужно рубить с разбором, а то вдруг попадется то, в котором обретается леший. В Архангельском крае рассказывали про один такой случай: «Дядя Андрей срубил жилье лесного - вековую елку, и не рад был; долго его ругал леший и провожал его до самой деревни, а на другой год, в отместку, овин сжег у него».
В любом случае,лешие стараются селиться подальше от людей. Такие глухие места в народе прозвали «сторожьем», потому что их стерегут лесные духи.
По распространенным представлениям, в лесах, болотах пролегают невидимые «дороги лешего» или «тропы лешего», попадать на которые опасно:лесной хозяин может "отбросить" оказавшегося на его пути человека, покалечить его или увести за собой и сгубить. Так и случилось с одним карельским поселенцем,который заночевал в лесу вместе с сыном: « И костер-то развел в сторонке, а ноги, значит, оказались у меня на этой тропе. Ночью, понимаешь, такой пошел, как вихрь, сразу - и меня как будто кто-то за ноги бросил в сторону с тропинки. Встал, посмотрел: нигде ничего нет... Лег обратно к этому костру, и вдруг во сне,или мне подумалось об этом, или что, приходит, понимаешь, вот как раньше говорили, в пуговицах во этих, высокий такой, и говорит: «Скажи спасибо, что у тебя ребенок тут был. Нет, так я тебе показал бы, как на тропе спать».
Чтобы воротить попавшего "на худой след" живым - делали крест из палочек и клали на перекрестке дорог. И исполняли обряд "отведывания" или "отворачивания".Этот обряд подробно описан в тайных книгах. Он заключался в том,что :«…на перекрестке дорог кладется "относ", им может служить хлеб с солью, горшок с кашей, блины или пироги, а то и кусок сала, причем вся эта снедь заворачивается в чистую тряпочку и перевязывается красной ниточкой. При исполнении обряда "отведывания" полагается кланяться на все четыре стороны, не крестясь, и произносить: «Честной леса, просим тебя: нашу хлеб-соль прими, а нашего родного возврати».
Все эти обряды для возвращения уведенного лешим,понятное дело,должен был исполнять человек сведущий в подобных делах,то есть колдун. Только он мог встретиться с лешим и потребовать у него возвращения человека. Как-то в Карелии девушка Ульяна ушла в лес и не вернулась. Отправились всем селом ее искать и не нашли. Тогда дело поручили местному колдуну. Он отправился на утренней зорьке в лес и спросил у лешего: «Нет ли девки у тебя».Тот,не показываясь,ответил из кустов: «Есть, да не получишь ее». Колдун, получив отказ,вовсе не расстроился:он знал,что просьбу нужно повторять трижды. Потому он пришел в лес на следующей заре ,а затем и в третий день,спросил: «Какая девка у тебя?Высокая,с косой?» - «Есть такая», - ответил леший. «Чтоб была представлена!» - потребовал колдун. «Иди домой », - велел ей леший и она вернулась к родным.
Иногда лешему можно было и пригрозить. Такое магическое заклинание упоминается в сказке Алексея Николаевича Толстого «Мишка и леший»,в которой косолапый ополчается против своего лесного хозяина,становясь на защиту пасеки,где его угощали медом:
«Вылез Мишка из угла, руки в боки и говорит: «Ты меня только напугать можешь, а сделать ничего не сделаешь, а я вот тебе скажу: овечья морда, овечья шерсть.
Заплакал леший: - Не губи меня, Миша, я все тебе сделаю».
Леший от этих слов не умер,а ушел в другие леса. Не известно,что значат эти слова,но крестьяне их часто применяли и,говорят,помогало.
Хозяин леса вовсе не был злодеем-похитителем людей; зачастую он и сам был рад избавиться от непрошенных гостей. В одной быличке рассказывается,как он жалуется,что сначала людей посылают «к лешему»,а потом сами же и приходят требовать назад.
Во многих деревнях Мурманской области долго помнили и передавали и уст в уста случай,когда лесной хозяин в благодарность за уважительное отношение возвратил матери забытого на сенокосе младенца и даже стал ее "кумом",то есть,помогал ей пасти коров так,будто он,и в самом деле,стал ей близким родственником.
Среди русских крестьян в XIX-XX веках были популярны рассказы о том, как лесной хозяин не просто забирал к себе проклятую родителями девушку, а заботливо растил ее, выдавал замуж за хорошего человека и только после этого возвращал в родное село.
В этих рассказах отразилось воспоминание о том,как в старину не только юноши,но и девушки должны были проходить обряд инициации – испытания самостоятельной жизнью в лесу,которая была подготовкой к взрослой жизни. Именно в этом заключается смысл известной сказки «Маша и медведь».
Но рассчитывать на доброе отношение лешего не стоило тем, кто шумит в лесу, ведь он не переносит шума, хищнического сбора грибов и ягод, ночной работы в лесу, да и вообще "не любит, когда часто поминают его попусту или ругаются словом «леший».
Впрочем,в старину таких людей было мало:люди,подходя к лесу,кланялись деревьям и просили лешего впустить их в свои владения. А были такие, кто ходил в лес не за грибами и ягодами, а за …предсказаниями. Был в Архангельской губернии мужик по фамилии Кузьмин,который приходил в лес. Леший его спрашивал: «Что тебе надо?» А Кузьмин начинает расспрашивать: «Каков год? Каков хлеб? Будет ли солдатчина? Будет ли в море рыба?» Леший говорит - будет или нет; так до трех раз. За третьим разом леший захохочет и, скажет: «Ах, дурак, все одно слово помнит!» (то есть, все время спрашивает об одном и том же)
В Карелии, в Каргопольском уезде, желая узнать свою судьбу или судьбу близких, отправлялись в лес, взяв с собой предназначенный для лешего "относ" (обычно это был каравай хлеба с солью). Придя в лес, выкликали: «Эй, большой брат, выходи хлеба-соли покушать!»
Вчера в 16:23 автор Триникси
» Свистелка
Вчера в 10:45 автор Триникси
» Юмор в картинках-2
Чт Ноя 21 2024, 17:10 автор Чахлик Невмирущий
» Женская энергия и живот
Чт Окт 24 2024, 16:40 автор Алиса Чудесная
» Как наши предки следили за своей энергией
Чт Окт 24 2024, 16:39 автор Алиса Чудесная
» В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете оккультных услуг.
Сб Окт 12 2024, 19:01 автор Ангелиада
» Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую.
Пт Окт 04 2024, 11:33 автор Триникси
» ЧИСТКА. СВЕЧИ С ТРАВАМИ И ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Пн Сен 30 2024, 16:41 автор Venera
» Материнский заговор оберег на солдата
Пн Сен 30 2024, 16:36 автор Venera
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Пн Сен 23 2024, 14:09 автор Ariana
» Кристаллы и травы Мабона: 22 для ваших ритуалов осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:52 автор Триникси
» Осенние боги и богини: 14 божеств урожая и загробной жизни
Сб Сен 21 2024, 21:44 автор Триникси
» Магия тыквы: 12 способов использовать тыкву в своей практике
Сб Сен 21 2024, 21:29 автор Триникси
» Благословения, символы и заклинания Мабона для Зачарованного равноденствия
Сб Сен 21 2024, 21:20 автор Триникси
» 55 ВЕСЕЛЫХ языческих занятий осенью Плюс мощные ритуалы
Сб Сен 21 2024, 20:17 автор Триникси
» Как провести Ритуал благодарности на Мабон
Сб Сен 21 2024, 19:28 автор Триникси
» Обряды, ритуалы и способы празднования Мабона, Осеннего равноденствия
Сб Сен 21 2024, 19:23 автор Триникси
» Ритуал изобилия на Мабон (осеннее равноденствие)
Сб Сен 21 2024, 19:05 автор Триникси