1. Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением.
2. Основные тематические группы заговоров.
3. Поэтика заговоров. Особенности композиции и сюжета.
4. Специфика бытования заговоров, публикации.
Среди других видов устного народного творчества заговоры занимают своеобразное место. От прочих жанров фольклора (песни, сказки, былины, легенды и т.д.) они отличаются прежде всего тем, что представляют собой средства для достижения определенной практической цели. Заговоры тесно связаны с бытом, они утилитарны. Однако в них налицо и несомненные проявления неосознанно-художественного отражения мира.
В кратком определении заговор есть традиционная ритмически организованная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей.
Мы относим заговор к обрядовой поэзии, потому что словесная формула заговора обычно сосуществует с действием, причем действие и слово оказываются взаимообратимыми и тождественными по функции. Предполагается, что одной и той же цели можно достичь и с помощью слова, и с помощью действия. Часто словесная заговорная формула представляет собой только словесное выражение, словесное описание, изображение совершаемого действия.
По вопросу происхождения заговоров высказывались различные точки зрения. Так, мифологи, в частности А.Н.Афанасьев , определял заговоры как обломки древних языческих молитв и заклинаний. Наиболее яркими примерами таких молитв считались тексты, содержащие обращения к природным стихиям – месяцу, звездам, солнцу, заре и т.д.
Мифологическому противопоставлено формалистическое определение заговора как сравнения и психологическое определение сравнения как ассоциации.
Потебня и Зелинский (конец 19 – начало 20 века) утверждали, что в основе заговоров лежит не молитвенное обращение к языческим стихийным божествам, а примета, простое восприятие явлений, ассоциация как первичная функция сознания, свойственная человеку еще на до-языковой стадии его существования.
Если углубиться в древность, можно убедиться в том, что из древнейших времен восточнославянские племена вынесли промыслово-хозяйственные заговоры. По общему взгляду на заговоры, свойственному первобытнообщинному периоду, успех в охоте и скотоводстве зависел от того, насколько данный охотник или владелец стада знал нужные заговоры.
Особенно обширную группу составляют заговоры, применяемые в домашнем обиходе крестьян и горожан. Все их мы можем назвать бытовыми заговорами. Это заговоры для призывания или отогнания нечистой силы, от пьянства, свадебные заговоры и особенно распространенные в быту – лечебные.
Заговоры против болезней – наиболее распространенный вид заговоров. Из 372 заговоров, помещенных в собрание Л.Н.Майкова «Великорусские заклинания» (1869), 275 относятся к числу лечебных. Это своеобразная по характеру представлений и действий с ними связанных группа.
^ Социальные заговоры. Обширна группа заговоров, регулирующих отношения людей в обществе: заговоры от злобы лихих людей, заговоры на подход к начальству, заговоры для идущего в суд, заговоры на ратное дело, на укрощение жестоких господ и.д. Особое место среди них занимают заговоры, касавшиеся семейно-брачных отношений.
В.П.Аникин отмечает, что композиция заговора до 10 века была проще той, которая известна по более поздним заговорам. Заговор, уже испытавший христианское влияние, нередко начинался с молитвенного вступления (1) «во имя отца и сына, и святого духа» или «Исусе Христе, сыне Божий, помилуй меня». Заговоры могут иметь и немолитвенное начало.
Следующая часть– зачин (2): «Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле». По существу, зачин есть словесное воспроизведение места обрядового действия.
Хотя заговаривающий осенял себя крестом, именовал себя рабом Божьим, тем не менее формула о рабе, выходящем из избы в поле воротами, удержала в себе элементы языческого обряда. Далее могли идти слова о фантастическом умывании, одевании утренним светом. Более абстрактна следующая часть – эпическая (3). В эпической части заговора встречается ряд традиционных мотивов: мотив чудесной щуки, мотив красной девицы, сидящей на камне и шьющей красной ниткой (на остановку крови), мотив сметания или смывания болезни.
За эпической частью в заговорах следует требование, так называемая императивная часть (4) – основная композиционная часть в заговоре, так как словесное требование всегда было главным моментом в нем. Например: «Как из неба синего дождь не канет, так бы у раба Божьего (имярек) кровь не канула».
Заговор завершался так называемой закрепкой (5): «Моим словам будь ключ и замок», «Слово моё крепко!» К числу поздних явлений можно отнести и зааминивание. (6).
Исконными, существующими до принятия Русью христианства в заговоре могли быть следующие элементы композиции: словесное изображение обрядового действия в зачине, эпическую часть, императивную часть с перечислением пожеланий и требований, а также закрепку. Заговорам дохристианской поры могла быть чужда молитвенность, заговор требовал, вынуждал воображаемые силы природы действовать в согласии с волей человека. Слияние заговора с молитвой произошло в более позднее время.
В заговоре видится влияние других жанров фольклора: сказочные средства, образы из загадок, заимствования из лирики. В заговоре встречаются фольклорные постоянные эпитеты: поле – чистое, леса дремучие, темные; звезды частые; цветы лазоревы; горы – высокие; пески – желтые; сердце – ретивое; очи – ясные; тело – белое; голова – буйная; молодец – удалый, добрый.
Заговору свойственна ритмичность: «Лютая змея, у тебя дом в пещере, а у раба Божия в деревне». В заговоре встречается палилогия – повторение каждой последующей строкой заключительных строк предыдущей: «На море на окияне, на острове Буяне стоит дуб.// Под тем дубом ракитовый куст.// Под тем кустом лежит бел камень.
Для заговора характерны глагольные окончания ритмически соразмерных синтаксических частей, то есть заговор нередко является стихом:
Едет Егорий храбрый на белыим коне,
Златым венцом украшается,
Булатным копьем подпирается,
С татем ночным встречается.
Заговор сохранял многочисленные лексические повторы, а также повторения однажды выбранного синтаксического строя.
Основная литература
Аникин В.П. Русский фольклор. – М.,1987. – С.94-11
Петров В.П. Заговоры// Из истории русской советской фольклористики. –Л.,1981. – С. 77-142
Вчера в 22:44 автор Банши
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Вчера в 21:48 автор Банши
» Свистелка
Сб Апр 20 2024, 13:03 автор Кот Бегемот
» Музыка которая понравилась.
Вс Апр 14 2024, 21:01 автор Ariana
» А вы бы хотели в СССР?
Сб Апр 13 2024, 19:04 автор Кот Бегемот
» Юмор в картинках-2
Вс Мар 31 2024, 14:56 автор Триникси
» Поздравление всех форумчан с праздником
Ср Мар 13 2024, 17:16 автор Гендальф
» В Индии обнаружили йогина, в -50 медитирующего в снегах Гималаев
Пн Мар 04 2024, 17:04 автор Jakub@
» Юмор о разном
Пн Фев 26 2024, 11:53 автор Снежинка Майя
» 7 Герметических Законов Вселенной
Вс Фев 18 2024, 15:33 автор Марк
» В России откроют академию шаманизма
Чт Янв 25 2024, 09:05 автор Снежинка Майя
» Потерянная душа
Ср Янв 24 2024, 15:13 автор Огнея
» Ээрены
Ср Янв 24 2024, 14:58 автор Огнея
» Псалом 108
Чт Янв 11 2024, 11:27 автор Leonard
» 12 фактов виртуальности нашего мира
Пт Янв 05 2024, 17:31 автор Банши
» Мантра Ом дам дургайе намаха
Пт Янв 05 2024, 09:02 автор Огнея
» Мантра Сарва мангала
Пт Янв 05 2024, 08:59 автор Огнея
» МахаКали стотрам
Чт Янв 04 2024, 18:22 автор Огнея