2. Дурной глаз
Вера в дурной глаз широко распространена во всем мире. Ее разновидности исчерпывающе описаны С. Зелигманном9), включая некоторые детали, характерные для русских, украинцев и белорусов. Самое раннее упоминание о вере в дурной глаз на Руси встречается в «Открытии колдовства» (1584) англичанина Реджинальда Скота10). Автор приписывает ее ирландцам, московитам и жителям островов Вест-Индии. Первым русским текстом, упоминающим дурной глаз, насколько мне удалось установить, является молитва XVI века против «злого сретения и лукавого ока»11).
Возможно, представление о дурном глазе пришло к восточным славянам из Византии; на Руси и на Балканах встречаются византийские амулеты от сглаза, и в этом случае трудно спорить с диффузионистской интерпретацией этих находок12). В.И. Даль приводит следующие {60} выражения для обозначения сглаза: глазитъ, сглазить, (из)урочить, озевать, испортить глазом, опризорить; сглаз, худой глаз, дурной глаз, нехороший глаз, нечистый глаз, озева, порча, прикос, притка с глазу (притка — обычно неожиданное несчастье или болезнь), призор, урок.
Следует заметить, что порча часто является результатом сглаза, но может быть наслана и любым другим из способов вредоносной магии.
На Руси, как и во многих других странах, считалось, что дурным глазом обладают ведьмы и колдуны, а также люди с черными, глубоко посаженными, выпученными, косыми и вообще необычными глазами или какими-либо другими особенностями внешности13), а также иноземцы и священники14).
Так, в Карелии слово еретун {61} (от еретик, народное обозначение колдуна) значит «косой»; вообще слова с основным значением «косой» часто употребляются в смысле «обладающий дурным глазом», что подчеркивает связь представлений о магических свойствах и внешних особенностях глаз15). В 1881 году (!) русская газета опубликовала рассказ о том, как в Академию наук был передан приговоренный к смертной казни преступник для проведения экспериментов с целью установить действие дурного глаза.
Преступника морили голодом в течение трех дней в камере, где лежал каравай хлеба. Через три дня анализ показал, что хлеб содержит ядовитое вещество!16)
Сглазить можно и случайно, и в настоящее время в России существует обычай сплевывать три раза, креститься, приговаривая «тьфу-тьфу, не сглазить», если чьи-то слова можно понять как искушающие судьбу (в подобной ситуации англичане, как и русские, говорят «постучи по дереву» и действительно стучат). Так же поступают в случае оговорки, зевания или смеха в неподобающий момент17). Обычай сплевывать в подобных обстоятельствах для защиты от злых сил имеет древние корни и множество аналогий18).
Плевать могли и при произнесении заговоров (см. гл. 7). Обычай троекратно сплевывать укоренился в православном церковном таинстве крещения (при словах «отрицаюсь сатаны»). Английский инженер на русской службе капитан Джон Перри описал в 1716 году обряд перехода иноземцев в православие. При этом требовалось трижды сплюнуть через левое плечо и повторить вслед за священником: «Будьте прокляты мои родители, воспитавшие меня в вере, которой меня учили, я плюю на них»19). Другая форма защиты, употребляемая до сих пор, — показать фигу (кукиш).
Сглаз в строгом смысле слова очень часто ассоциировался с другими действиями, могущими навлечь несчастье: не следовало искушать судьбу, высказывая надежды, намерения или незаслуженные похвалы20). С.Т. Аксаков, рисуя в своих воспоминаниях картины провинциальной русской жизни конца XVIII века, рассказывает, какой ужас охватил русскую повитуху, которая испугалась, что доктор-немец сглазит новорожденного, похвалив его.
Страх был особенно силен, поскольку в данной ситуации похвалу, искушавшую судьбу, высказал иностранец21). М. Забылин «со стыдом» упоминает, что в его время (конец XIX века) даже в богатых купеческих семьях няньки обычно прятали новорожденных детей от взгляда окружающих, за исключением ближайших родственников, и особенно боялись, как бы ребенка не похвалил посторонний22).
{62} Забылин мог бы испытать удивление и еще больший стыд, узнай он, что это поверье существует и по сей день. В марте 1998 года возле одной из московских клиник из коляски похитили грудного ребенка. Ему был 21 день от роду, и мать не стала входить с ребенком в помещение, боясь, что его могут увидеть и сглазить, поскольку со дня рождения не прошло сорока дней23). В присутствии посторонних не следовало даже называть ребенка по имени — считалось, что это приведет к ужасным последствиям.
Роберт Пинкертон писал в 1833 году: «…если такое неожиданно случалось, сплевывали несколько раз на землю, повторяя молитвы против сглаза и сатанинских козней»24).
Вчера в 18:57 автор Ariana
» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Пт Май 10 2024, 10:33 автор Марк
» Свистелка
Вт Май 07 2024, 17:36 автор Эржика Баторий
» Испортить врага взглядом
Ср Май 01 2024, 22:44 автор Банши
» Музыка которая понравилась.
Вс Апр 14 2024, 21:01 автор Ariana
» А вы бы хотели в СССР?
Сб Апр 13 2024, 19:04 автор Кот Бегемот
» Поздравление всех форумчан с праздником
Ср Мар 13 2024, 17:16 автор Гендальф
» В Индии обнаружили йогина, в -50 медитирующего в снегах Гималаев
Пн Мар 04 2024, 17:04 автор Jakub@
» Юмор о разном
Пн Фев 26 2024, 11:53 автор Снежинка Майя
» 7 Герметических Законов Вселенной
Вс Фев 18 2024, 15:33 автор Марк
» В России откроют академию шаманизма
Чт Янв 25 2024, 09:05 автор Снежинка Майя
» Потерянная душа
Ср Янв 24 2024, 15:13 автор Огнея
» Ээрены
Ср Янв 24 2024, 14:58 автор Огнея
» Псалом 108
Чт Янв 11 2024, 11:27 автор Leonard
» 12 фактов виртуальности нашего мира
Пт Янв 05 2024, 17:31 автор Банши
» Мантра Ом дам дургайе намаха
Пт Янв 05 2024, 09:02 автор Огнея
» Мантра Сарва мангала
Пт Янв 05 2024, 08:59 автор Огнея
» МахаКали стотрам
Чт Янв 04 2024, 18:22 автор Огнея