Утраченные фрагментыВ записях Ди содержится несколько упоминаний о некоем «Великом Шаре». По-видимому, имеется в виду какая-то схема, отсутствующая в рукописях, известных на сегодняшний день. Из контекста можно сделать вывод, что речь идет о дополнительном варианте Таблицы Благих Ангелов или тех семи таблиц, из которых составлена Tabula Bonorum. Ди описывает эту схему так: «…под именами и знаками Королей располагаются прописные буквы; имеются также другие буквы с числами; <…> и, сверх того, некоторые из этих букв повернуты зеркально, а некоторые перевернуты».
Эту таблицу следовало использовать для создания талисманов, предназначенных для призывания ангелов гептархии. На сохранившемся образце такого талисмана в центре располагается сигил одного из Сыновей Света, а в кольце вокруг него выписано имя одного из гептархических Королей. По периметру талисмана располагаются зеркальные и обычные буквы из утраченной схемы.
Практическое применениеВесной 1583 года ангелы объявили о предстоящем сеансе, на котором будут даны подробные указания по практическому использованию гептархической магии. Если этот сеанс и состоялся, записей о нем не сохранилось; однако некоторое представление об общем методе работы с гептархией можно составить на основе других отчетов Ди.
Маг надевает кольцо и ламен и садится за Священный Стол. На стол перед ним помещается Эмблема планеты, соответствующей призываемому гептархическому Королю. Маг берет в одну руку талисман призываемого Короля и кладет себе под ноги талисман с именами служителей этого Короля. Затем он обращается к Королю с прошением и молитвой, затем следуют воззвания к соответствующему Принцу и к шести старшим служителям. Призванные духи явятся в магическом кристалле, после чего маг поручит им исполнить ту или иную задачу.
Второй период: «Liber Loagaeth» и ангельский алфавит «Liber Loagaeth» — самая загадочная часть результатов, полученных Ди и Келли. Она известна также под названиями «Книга Еноха» и «Liber Mysteriorum Sextus et Sanctus» («Шестая и святая книга тайн»). Насколько нам известно, никто еще не предпринимал серьезных попыток использовать ее на практике или проникнуть в ее тайны глубже, чем это позволяют дневниковые записи Ди. По словам ангелов, «logaeth» означает «речь от Бога». Предполагается, что эта книга в буквальном смысле содержит те слова, посредством которых Бог сотворил все сущее, а язык, на котором она написана, содержит «истинные имена» всех вещей, дающие над ними власть.
Как утверждается в «Liber Mysteriorum Quintis» («Пятой книге тайн»), «Liber Loagaeth» должна была состоять из 48 «листов», на каждом из которых находилась бы таблица 49х49. Но на деле книга, которую получил Келли, оказалась иной. Она содержит 49 «зовов» на неизвестном языке, 95 таблиц, заполненных буквами и числами, две подобных им, но незаполненных таблицы и четыре таблицы размерами вдвое больше остальных. Два «листа» включены в «Пятую книгу тайн» и не повторяются в «Шестой…»; по-видимому, они служат введением или прологом к «Liber Loagaeth».
Язык, на котором составлены «зовы» из «Liber Loagaeth», по-видимому, не является языком в обычном человеческом понимании этого слова. Не располагая переводами с него, вынести окончательное суждение на этот счет мы не можем, однако бросается в глаза отсутствие повторяющихся слов и устойчивых конструкций, характерных для енохианских зовов, полученных годом позже. Отсутствуют также сколько-нибудь явные признаки грамматики. Дональд Лэйкок отмечает, что текст «Liber Loagaeth» богат аллитерациями и рифмами, а Роберт Тернер называет его «глоссолалическим». Ангелы же утверждали, что каждый элемент таблиц этой книги может быть понят сорока девятью различными способами, так что в ней заключено множество различных «языков» и все они «звучат» одновременно.
Как было сказано магам, «Loagaeth» предназначалась для того, чтобы положить начало новой эре в истории Земли — последней перед концом света. Указаний о том, как использовать книгу с этой целью, ангелы так и не дали; они постоянно откладывали это на будущее, заявляя лишь, что Господь решит сам, когда придет подходящее время.
Прежде чем продиктовать два листа, вошедшие в «Пятую книгу тайн», ангел, явившийся в магическом кристалле, вручил магам ангельский алфавит. Он указывал на буквы в необходимой последовательности, а Келли зачитывал складывавшиеся из них названия букв. Ди записал эти названия буквами латинского алфавита, по-видимому, намереваясь впоследствии перерисовать их ангельскими символами.
В дневниках Ди утверждается, что в начале каждого сеанса из магического камня вырывался некий свет, входивший в голову Келли; этот свет видели они оба. Как только свет входил в Келли, восприятие его преображалось: он обретал способность — на время сеанса — понимать текст, который повторял за ангелами. При этом ему было строго запрещено сообщать своему напарнику перевод, поскольку время для откровения еще не настало и его должен был избрать сам Бог. Тем не менее, Келли перевел некоторые отдельные слова, но для понимания текста в целом этого недостаточно.
Когда свет выходил из головы Келли, он тотчас же переставал понимать текст и больше не мог увидеть его в камне. Несколько раз ему удавалось удержать этот свет в себе на краткое время после сеанса, и тогда он, по словам Ди, рассказывал об этих текстах много удивительных (и оставшихся незаписанными) вещей. Но стоило свету покинуть его, как Келли сразу же забывал все, о чем только что говорил. В записях Ди указывается, что 23-я строка первого листа была прологом к сотворению ангелов и различий между ними, а 24-я строка содержала приглашение, приятное слуху благих ангелов. Больше никаких сведений о предназначении «Liber Loagaeth» не сохранилось.
Вскоре стало понятно, что работа продвигается слишком медленно. Ангелы, диктовавшие книгу, были связаны неким временн
ым ограничением, а потому устроили так, чтобы Келли смог видеть текст в любое время и самостоятельно записывать то, что видит, не пересказывая это Ди. Пользуясь этим новым способом передачи, Келли, по всей вероятности, уже не понимал смысла текста, а только видел и копировал буквы.
Первый лист, полученный Ди и Келли, содержал, как уже было сказано, «ангельский» алфавит с названиями и английскими эквивалентами букв. Магам было велено выучить его наизусть, прежде чем продолжать работу. Поначалу Ди ослушался, сказав, что у него нет на это времени, но ангелы сурово упрекнули его. Последующие листы «Liber Loagaeth» уже записывались буквами этого алфавита. По указанию ангелов, маги также переделали ламен и священный стол гептархической магии, заменив на них латинские буквы ангельскими.
Высказывались предположения, что ангельский алфавит был скопирован из какой-то ранее существовавшей книги. Дональд Лэйкок изучил все возможные источники и, признав некоторые черты стилистического сходства с более ранними магическими алфавитами, тем не менее, заключил, что ни один из них не может считаться прямым предшественником ангельского.
Ангельский алфавит.
Третий период: енохианская магия Третий раздел работы Ди и Келли — единственная ее часть, которую можно по праву называть «енохианской». Сами маги не пользовались этим словом — они называли свою систему «ангельской». Термин «енохианская магия» был введен позже, и связан он с использованной ангелами легендой о происхождении этой системы.
Легенда гласит, что эту магию Бог некогда вручил патриарху Еноху и что именно с ее помощью Енох творил свои чудеса. Когда Енох был взят живым на небо, магию сохранили его наследники, но спустя несколько поколений она попала в руки недостойных людей. Тогда Божьим произволением это знание было утрачено, а в мир пришли злые духи, распространившие среди людей ложные магические учения. (Забавно, что в основе этих ложных учений лежали сигилы, как в большинстве магических систем эпохи Ди или в современной магии хаоса.) Но Ди своими долгими и ревностными молитвами в конце концов умилостивил Бога, и тот решил заново открыть людям магию Еноха.
Когда именно эту систему впервые назвали енохианской, точно неизвестно. Среди современных магов это название стало общеупотребительным под влиянием Золотой Зари.
На передачу ангельской магии было отведено ограниченное время. Работа началась 10 апреля 1584-го, а завершить ее необходимо было до начала августа того же года. На протяжении всего этого периода в работу постоянно вмешивались «злые» духи, пытавшиеся убедить Ди и Келли (главным образом последнего) отступить и бросить начатое. Вдобавок Келли вернулся к своим старым привычкам и снова занялся «черной» магией, из-за чего отношения с ангелами осложнились и поправились лишь после того, как он клятвенно пообещал прекратить всякое общение с демонами.
В отличие от гептархической магии и «Liber Loagaeth», енохианская система передавалась, на первый взгляд, беспорядочными отрывками. Но избранная последовательность передачи должна была подтвердить, что ангелы располагают знаниями, которыми Ди и Келли изначально не обладали. Вот разделы этой системы в хронологическом порядке их поступления:
• Скрижаль Бога, иногда именуемая Скрижалью Nalvage.[i]• Первые четыре Зова, передававшиеся по одной букве задом наперед, и их переводы.[/i]
[i]• Зовы с 5-го по 18-й, передававшиеся в прямой последовательности букв, без переводов.[/i]
[i]• Имена 91 Части Земли из «Liber Scientiae» с указаниями числа слуг, обитающих в каждой из них, и номера управляющего каждой из них зодиакального Короля.[/i]
[i]• Соответствия этих Частей земным местностям.[/i]
[i]• Четыре Скрижали Стихий, или Скрижали Еноха.[/i]
[i]• Переводы ниспосланных ранее Зовов и уточнение их правильной последовательности.[/i]
[i]• Зов «Воздухов», или Эфиров.[/i]
[i]• Названия Эфиров.[/i]
Переводы Зовов с 5-го по 18-й были вручена лишь через шесть недель после их ангельских версий. Согласованность этих переводов (то есть, тождество значений одних и тех же слов в различных Зовах) свидетельствует, по меньшей мере, о том, что значения слов не сочинялись по ходу работы.
Названия Частей Земли выводятся из Скрижалей Стихий, а сигилы их получаются путем соединения букв этих названий на Скрижалях. Первоначально эти сигилы были начерчены по указаниям ангелов на пустой сетке Скрижали — до того, как маги получили буквы, заполняющие Скрижаль. Последовательность передачи имен, сигилов и Скрижалей аналогична тем методам подтверждения подлинности, которые использовались при получении гептархической системы.
Работа завершилась 13 июля 1584 года, когда были получены заключительная часть Зова 30-ти Эфиров и названия Эфиров. После этого Ди и Келли как будто «выдернули из розетки»: достигнув вершины своих трудов, они в изнеможении рухнули вниз и обратились к куда более прозаическим делам. Прошедшие три года как будто не оставили в их жизни никакого следа. Все внимание магов поглотили другие заботы; их визионерские опыты, уже никоим образом не связанные с предыдущей серией экспериментов, сильно потеряли в качестве. Судя по всему, к ангельской магии они больше не возвращались.
Общение с теми ангелами, которые сыграли главную роль в передаче этой магической системы, прекратилось полностью. Сама же ангельская магия упоминалась после этого в дневниках Ди всего три раза — когда записи о проделанной работе пропали, когда они чудесным образом были возвращены и когда Келли получил «Tabula Recensa».
Скрижаль БогаПервым элементом ангельской магии стала небольшая табличка, в дневниках оставшаяся безымянной но, ввиду ее содержания, заслуживающая именоваться «Скрижалью Бога». Указаний по практическому использованию этой таблицы не последовало, но ее размеры и описанные ангелами свойства наводят на мысль, что она может служить ламеном для магической работы по ангельской системе.
Скрижаль БогаСкрижаль Бога состоит из внутренней таблицы 6х6, окруженной четырьмя четырехбуквенными именами. В каждом углу внутренней таблицы располагаются буквы «IAD», что на ангельском языке значит «Бог». Внутренняя таблица разделена на четыре таблицы 3х3, которые ангел Nalvage называет «континентами»; каждый континент содержит в себе три ангельских слова, написанных по диагонали и определяющих свойства данной части таблицы. При прочтении строк внутренней таблицы по горизонтали получаются имена трех групп ангелов.
Континент | Имя | Девиз | Ангельский чин |
Верхний левый | Наивысшая Жизнь | «Я — радость Божия» | 1. Радость 2. Предстояние 3. Хвала |
Нижний левый | Жизнь, или Вторая Жизнь | Движущая сила Бога, или сила Божья в движении | 1. Сила 2. Движение 3. Служение |
Верхний правый | Жизнь, что не достойна ныне, но обретет достоинство | Результат действия Божьего | 1. Действие 2. События 3. Утверждение |
Нижний правый | Жизнь, она же Смерть | Разлад и сетованье Божье | 1. Сетованье 2. Разлад 3. Смятение |
Пэт Залевски в «Енохианской магии Золотой Зари» меняет местами ангельские чины, соответствующие нижнему левому и верхнему правому континентам. «Девизы» этих двух континентов предполагают связь с первоначальным расположением Скрижалей Стихий на Великой Скрижали: Скрижаль Огня помещалась в нижнем левом углу, что соответствует идее «силы в движении», а Скрижаль Земли — в верхнем правом (Земля — традиционная сфера проявления результатов или событий). Соответствия остальных двух континентам стихиям несколько более условны: Воздух (верхний левый угол) — стихия, ближайшая к небесам в структуре мироздания, а Вода (нижний правый угол) связана со смертью и страданием через посредство водных знаков Скорпиона и Рыб.
Четыре имени, окружающие внутреннюю таблицу, связаны с Сыновней ипостасью Бога. Значения этих имен аналогичны третьим чинам каждого из континентов, хотя буквенный состав их иной. Вместе с четырьмя буквами «I», расположенными в углах континентов, они образуют кольцо вокруг внутренней таблицы.
Ангел Nalvage говорит об этой Скрижали следующее:
«1. Ее субстанция соответствует Богу-Отцу.
2. Первый круговой двигатель, окружность: Бог-Сын, перст Отца и движитель всего сущего.
3. Порядок и взаимосвязь всех частей в подобающей им и совершенной пропорции: Бог — Дух Святой. Се, начало и конец всего сущего».Слово «субстанция» использовано здесь в философских значениях «сущность» и «нечто, мыслящееся непрерывным целым». Целостное единство Бога-Отца выражается в двух ипостасях — Сыне (внешнем кольце Скрижали) и Святом Духе (континентах внутренней таблицы). Расположение континентов отражает позиции Скрижалей Стихий в рамках Великой Скрижалей — подобно тому в каббале Бина «заключает в себе» нижние сефирот. Таким образом, эту Скрижаль можно трактовать как непроявленную Высшую Триаду сефирот, из которой в дальнейшем эманируют проявленные элементы ангельской магии.
48 ЗововЗовы — это серия инвокаций на некоем таинственном языке, который в дневниках Ди именуется «ангельским». Ангельский язык похож на настоящий, хотя для выведения полной его грамматики наличествующих образцов недостаточно. С английским языком его роднят принципы расположения подлежащего, сказуемого и дополнения. Но, в отличие от английского, он не имеет артиклей, притяжательного падежа и предлогов. Слова этого языка в большинстве своем не связаны со словами других известных языков, хотя в отдельных случаях обнаруживаются удивительные (хотя и чисто внешние) совпадения. Например, ангельское «christeos», означающее «да будет», напоминает греческое «christos», а слово «babalon», на ангельском языке означающее «нечестивый» или «блудница», вызывает ассоциации с Вавилоном.
Ангелы вручили Ди и Келли девятнадцать Зовов. Последний из них используется в тридцати вариантах, так что в общей сложности Зовов получается сорок восемь. Их предназначение исчерпывающее описывает ангел Nalvage:
Искусство сие, вручаемое вам как непогрешимое ученье, объемлет собою воды, текущие через множество Врат и превыше самих Врат Невинности; в нем обретете вы знанье о том, как распознавать благородство и тлен в природе; и постигнете также, как делать явными и исполнять Тайные Повеленья Всевышнего.Посему надлежит мне наставить и просветить вас в ученье, вручаемом вам, кое содержится в 49 Скрижалях. Через 49 голосов, или зовов (каковые суть Природные Ключи, открывающие Врата Понимания, коих число — не 49, но 48, ибо Первые [Врата] открывать не должно), обретете вы знанье о том, как отворять каждые Врата и призывать из них столько, сколько вам будет угодно или сколько сочтете нужным; они же могут весьма хорошо, правдиво и мудро открыть вам тайны Городов своих и помочь вам вполне уразуметь все то, что содержится в этих Скрижалях.Колин Лоу высказал предположение, что упомянутые здесь Врата связаны с «Вратами Понимания», фигурирующими в некоторых каббалистических текстах
[13], и с пятьюдесятью вратами, о которых идет речь в телемической «Liber AL vel Legis»
[14].
Несомненно, между Зовами и Скрижалями Стихий (речь о которых пойдет ниже) существует некая связь, но характер этой связи не прояснен до конца. Девятнадцатый Зов, называемый также «Зовом Эфиров», непосредственно соотносится с тридцатью Эфирами, описанными в «Liber Scientiae»; само его содержание указывает на то, что он служит для призывания девяноста одной «Части Земли» (эти Части перечисляются в той же книге).
Исходя из вышеприведенной цитаты, оставшиеся Зовы должны служить для общения с иерархиями Скрижалей Стихий; однако тексты их слишком поэтичны и неопределенны, чтобы можно было установить точные соответствия. Сообщив Ди и Келли правильную последовательность этих Зовов, ангел Ilemese добавил, что каждому Зову соответствует та или иная Скрижаль, но не уточнил, какая именно.
Маги, работавшие с этой системой, впоследствии установили экспериментальным путем, что Первый и Второй Зовы некоторым образом определяют «полюса» всего спектра, в котором действуют остальные Зовы. Первый Зов обычно срабатывает как общее призывание Духа, переводящее операцию в целом на более высокие планы. В дневниках Ди обнаруживаются смутные указания на то, что этот Зов — возможно, в сочетании с другими Зовами — надлежит использовать при инвокации Царей Стихий и их помощников — Старейшин. Функции Второго Зова не столь очевидны. Нельзя сказать, что он определяет «материальный» полюс работы; скорее, он очерчивает некие рамки или общую форму, способную принять в себя и удерживать силы этой системы на протяжении операции.
Среди магов, использующих эту систему, широко распространено (хотя и не общепризнано) мнение, что остальные Зовы соотносятся с «Малыми Углами» Скрижалей. Принятым стандартом соответствий между Зовами и Малыми Углами стал метод, разработанный магами Золотой Зари
[15]. Сравнительно недавно Дональд Тайсон предложил альтернативный метод, привлекший к себе внимание некоторых исследователей.
Высказывалось также другое мнение, согласно которому Зовы представляют собой некие параллели Скрижалям, но не связаны с ними непосредственно. Иными словами, их следует использовать независимо от Скрижалей и божественных имен, почерпнутых из последних. В текстах самих Зовов обнаруживаются явные указания на то, что они составляют последовательный «рассказ» о ходе творения, которое начинается с явления Бога в Первом Зове и завершается утверждением Божьей власти «в средоточье Земли» — в Восемнадцатом.
Великая СкрижальВеликая Скрижаль представляет собой большую таблицу 25х27, заполненную буквами. Существует две основные версии этой Скрижали. Первая была получена в 1584 году, в процессе работы над системой. Вторую, исправленную версию — «Tabula Recensa»
[16] — Келли получил самостоятельно тремя годами позже.
Великая Скрижаль, первоначальный вид (1584)
Великая Скрижаль с исправлениями,
внесенными ангелом Рафаэлем (апрель 1587 года).Эта Скрижаль — магическая «карта мира», охватывающая все планы бытия, не относящиеся к трансцендентальным, божественным сферам. Подразделяясь на части в соответствии со стройной системой, она позволяет вывести иерархию божественных и ангельских имен, управляющих различными областями жизни. Кроме того, ее можно подразделить другим способом — на 91 часть, получив таким образом сигилы «Частей Земли», представленные в «Liber Scientiae».
Прежде всего, Великая Скрижаль разделяется на четыре Скрижали Стихий — таблицы шириной в 12 и высотой в 13 клеток. Эти Скрижали отделены друг от друга крестом с рукавами шириной в одну клетку, именуемым «Крестом Единения» или «Черным Крестом». Четыре Скрижали Стихий соответствуют четырем традиционным стихиям в тех же позициях, что и континенты Скрижали Бога. (В «Tabula Recensa» положения Скрижалей Стихий на Великой Скрижали были изменены.)
Каждая из Скрижалей Стихий, в свою очередь, подразделяется на четыре «Малых Угла», разделенных «Большим Крестом». Ширина вертикального столба этого Большого Креста — две клетки, высота горизонтальной перекладины — одна клетка. Горизонталь называется «Линией Святого Духа» и содержит в себе три наивысших имени Бога для каждой данной Скрижали. Для получения этих имен двенадцать букв, составляющих Линию Святого Духа, подразделяются на три группы — из трех, четырех и пяти букв. Вертикаль Большого Креста считается символом Бога-Отца, когда ее рассматривают как единое целое; если же в ней выделяют два столбца, то они трактуются как символы Бога-Отца и Бога-Сына.
Восемь центральных букв Большого Креста, прочитанных по скручивающейся спирали (по часовой стрелке), образуют две имени Царя Стихии, управляющего Скрижалью. Каждое из этих имен содержит по одной из двух букв, расположенных в самом центре Скрижали. Ангелы сообщили Ди, что одно из этих имен предназначено для благих магических операций, а другое — для вредоносных. Из букв Большого Креста, следующих от центра к периферии вдоль каждого рукава, состоят семибуквенные имена шести «Старейшин».
Большой Крест связан с различными уровнями проявленного божественного начала — с математическими или планетными сферами, лежащими, согласно средневековой космологии, между Землей и трансцендентальным божественным планом. Каббалистически они соотносятся со второй триадой сефирот Древа Жизни и с зарождающейся на этом уровне человеческой душой. Царя и Старейшинам приписывается планетная природа; Старейшины, по словам ангелов, «сведущи во всех людских делах».
Малые Углы представляют собой таблицы шириной в пять столбцов и высотой в шесть рядов. В центральном столбце находится шестибуквенное божественное имя, а во втором ряду сверху — божественное имя из пяти букв. Эти столбец и ряд образуют так называемый Крест Распятия. Четыре ряда, располагающиеся ниже второго, содержат (за пропуском букв центрального столбца) четыре ангельских имени, которыми управляют эти божественные имена. В материалах Золотой Зари эти ангелы именуются вспомогательными, или служебными; так их обычно и называют в наши дни.
Из четырех букв верхнего ряда (опять-таки, за пропуском центрального столбца) образуются еще четыре ангельских имени, которые, в отличие от вспомогательных, не подчинены божественным именам Креста Распятия. Ими правит другое божественное имя, состоящее из имени первого ангела и одной из букв Креста Единения. Эти четверо ангелов особым образом связаны с буквами INRI, дощечка с которыми, по преданию, была прибита над головой распятого Иисуса. В материалах Золотой Зари эти ангелы именуются «керубическими», по аналогии с четырьмя керубим — управителями стихий.
Ангелам Малых Углов отданы во власть отдельные области знания — медицина, драгоценные камни, технические ремесла и т.д. Эти способности нетрудно связать с той или иной из четырех стихий; и в результате расположение Малых Углов внутри каждой Скрижали оказывается точно таким же, как и расположение самих Скрижалей Стихий внутри Великой Скрижали или континентов — внутри Скрижали Бога
[17].
Тип ангела | Малый Угол | Способность |
Служебный | Верхний левый (Воздух) | Медицина |
Служебный | Верхний правый (Земля) | Металлы и камни |
Служебный | Нижний левый (Огонь) | Превращения |
Служебный | Нижний правый (Вода) | Живые существа |
Керубический | Верхний левый | Смешение природ |
Керубический | Верхний правый | Перемена мест |
Керубический | Нижний левый | Технические ремесла |
Керубический | Нижний правый | Постижение тайн |
Эти способности приведены не как исчерпывающие характеристики ангелов, а только как примеры их возможностей. Согласно дневникам Ди, Великая Скрижаль неким образом связана со всеми родами событий, происходящих на земле; следовательно, сферы ответственности этих ангелов должны быть гораздо обширнее, чем можно предположить на основании данного перечня.
» Юмор в картинках
» Единая инквизиция зажигает костры (Бирюков, Полынь)
» Преступление против человечества
» Плоская земля | Почему нельзя принимать религии?
» Фантастические твари и где они обитают 1,2,3 (2016-2022)
» Не фотошоп - природа!
» Америка такая Америка))))
» Худесский лабиринт на Кавказе
» Дракула. 1992 ужасы, фэнтези
» Руководство Ворона : Племенной эмбиент, шаманские барабаны : Музыка для медитации
» Музыка которая понравилась.
» Самайн - дни вне времени
» В Госдуме обсуждают запрет "волшебной" деятельности
» Минобороны РФ показало видео тренировки по ответному ядерному удару
» Приближается Самайн
» Традиции, обряды, заговоры, ритуалы на Самайн
» Древний маг Яромир убирает современных недоучек