Лунный дракон
Дорогие друзья! Для просмотра всей информации вам нужно пройти регистрацию Это займет не более трех минут вашего времени! Активация учетной записи производится администрацией.

Демонизированные персонажи в русских заговорах T288776

Join the forum, it's quick and easy

Лунный дракон
Дорогие друзья! Для просмотра всей информации вам нужно пройти регистрацию Это займет не более трех минут вашего времени! Активация учетной записи производится администрацией.

Демонизированные персонажи в русских заговорах T288776
rozhdestvenskiy-kolokolchik-animatsionnaya-kartinka-0094
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
» Юмор в картинках-2
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeСб Май 11 2024, 18:57 автор Ariana

» Ведьмы-одиночки, объединяйтесь!
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeПт Май 10 2024, 10:33 автор Марк

» Свистелка
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeВт Май 07 2024, 17:36 автор Эржика Баторий

» Испортить врага взглядом
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeСр Май 01 2024, 22:44 автор Банши

» Музыка которая понравилась.
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeВс Апр 14 2024, 21:01 автор Ariana

» А вы бы хотели в СССР?
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeСб Апр 13 2024, 19:04 автор Кот Бегемот

» Поздравление всех форумчан с праздником
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeСр Мар 13 2024, 17:16 автор Гендальф

» В Индии обнаружили йогина, в -50 медитирующего в снегах Гималаев
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeПн Мар 04 2024, 17:04 автор Jakub@

» Юмор о разном
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeПн Фев 26 2024, 11:53 автор Снежинка Майя

» 7 Герметических Законов Вселенной
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeВс Фев 18 2024, 15:33 автор Марк

» В России откроют академию шаманизма
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeЧт Янв 25 2024, 09:05 автор Снежинка Майя

» Потерянная душа
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeСр Янв 24 2024, 15:13 автор Огнея

» Ээрены
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeСр Янв 24 2024, 14:58 автор Огнея

» Псалом 108
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeЧт Янв 11 2024, 11:27 автор Leonard

» 12 фактов виртуальности нашего мира
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeПт Янв 05 2024, 17:31 автор Банши

» Мантра Ом дам дургайе намаха
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeПт Янв 05 2024, 09:02 автор Огнея

» Мантра Сарва мангала
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeПт Янв 05 2024, 08:59 автор Огнея

» МахаКали стотрам
Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_minitimeЧт Янв 04 2024, 18:22 автор Огнея

Луна

глобус

анализ

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 36, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 33 :: 1 поисковая система

Ariana, Добрый Фей, Эрик Рождественский

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (415) здесь было Вт Дек 05 2023, 20:32
курсор
<script src="//gig-life.ru/s/web/Demo/1/demo_8/snowcursor.min.js" type="text/jаvascript" charset="UTF-8">script>

Демонизированные персонажи в русских заговорах

Перейти вниз

Демонизированные персонажи в русских заговорах Empty Демонизированные персонажи в русских заговорах

Сообщение автор Огнея Пн Мар 09 2020, 17:07

ПОМОЩНИКИ

БАБА-ЯГА

= Баба-Яга: Арх. г., Ефим. 2, 142-143; б. м., Сах., 19 (как отвлеченно враждебный персонаж); 77 яги-баб: Арх., Забыл., 309-310. Ср. ее трех сыновей Вези, Пузи, СиниДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2.

( 3 упоминания.

( ""Яга" (варианты в русских, украинских и белорусских сказках - Ега, Ига, Ягая, Юга, Баба-Язя и др.) восходит к праслав. *ega / esa, родственному лит. engti и латыш. igt с общим значением "зло", "кошмар", "болезнь", "ведьма" и т. д." (Чистов 1997, 56).

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.

( Широко распространенный в славянском фольклоре, прежде всего сказочном, персонаж. См. о ней, в частности: Топоров 1963; Черепанова 1983а, 100-110; Чистов 1997.

УСЫНЯ, БОРОДЫНЯ, НИКИТА МАМЕНТИЙ БРАТЬЯ

= Три брата: Усыня, Бородыня да Никита Маментий: Влад. г., Майк., 424-425.

( 1 упоминание.

( Связь двух имен с волосами отсылает, возможно, к табуированному имени языческого бога Волоса. Ср. также враждебного "мамонта насыльного" в заговоре от нечистого духа (ркп. из Арх. г., Майк., 577-580; Ефим. 2, 159-162). О происхождении и широких фольклорных связях названия беса мамонт см.: Черепанова 1983а, 98-99.

( Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Идут "леса зажигати, болота высушати, реки затворяти" (ср. безымянные огненные стрелы и огненных змеев, которые делают в заговорах то же самое), а субъект отправляет их зажигать сердце девушки. Близки также к персонифицированным ветрамДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2

( Ср. также в сказке: "птица Усыня - змей о двенадцати головах" (об этом персонаже см.: Успенский 1982, 145, 181; о возможной связи волос с культом Волоса (Велеса) - там же, с. 67 и др.), а также троицу Горыня, Дубыня и Усыня из восточнославянских сказок типа 301 по указателю А. Аарне (см. о ней: Иванов, Топоров 1976, 113; СМ, 143-145).

ХОРОВЕЙ ЛЕШАК

= Лешак Хоровей: Вятск. о., Иван., 46.

( 1 упоминание.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь.

( Вместе с 77 лешаками и лешачихами стоит в дубе-дубище на СиамскихДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2 горах.

_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.  ;баунс;
Огнея
Огнея
Школа современной магии
Школа современной магии

Сообщения : 2794
Дата регистрации : 2013-02-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Демонизированные персонажи в русских заговорах Empty Re: Демонизированные персонажи в русских заговорах

Сообщение автор Огнея Пн Мар 09 2020, 17:07

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

КАИН И АВЕЛЬ

= Каин и Авель: Арх. о., Песк., 79 (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); б. м., Рыбн., 262; Тих. Лет. 4, 77; Каин и Авиль: Смол. г., Добр., 197; Кавель и Авель: Арх. о., Ив., 21. (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); те же, 2 брата на месяце: Арх. г., Майк., 454; Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1366; Каин и первый человек Абель: Олон. г., Мансикка, 211; Месяц Каин и его брат Авель: б. м., Щуров, 163. Ср. Месяц Месяцович®, Каер и Лаер®, Афис-Кафис®.

( 9 упоминаний.

КАЯН

= Бесица, горящие глаза, железные руки, верблюжьи волосы - Каяна виденье: б. м., Новомб. 07, 223. Ср. Каин и Авель®.

( 1 упоминание.

( Братья исцеляют: людей от зубной боли (преобладает); людей от грыжи; людей от кровотечения из ран; людей от ураза (ушиб, рана).

( В заговорах от зубной боли частый мотив диалога с мертвым братом (или с Месяцем®). В текстах от кровотечения из ран мотив колотья и резания ножами, отсутствия раны, крови и опухоли после убийства. Зафиксирован инверсионный мотив "Авель Кавеля убил".

( Мотив помещения Каина, убившего брата, на Луну восходит, по-видимому, к апокрифической богомильской книжности. Например, в болгарском "Сказании из [книги] Бытия", являющемся фрагментом т. н. Беловского сборника (конца XVII в.), дается такой ответ на вопрос "Ради чего Бог поставил Каина на Луне?": "Дабы видел блага, которых лишился, и дабы видел зло, оставшееся после него" (цит. по: Бадаланова 1997, 44; там же см. другие книжные источники поверья и его отражения в болгарских народных представлениях).

( ( У восточных славян было широко распространено воззрение, что Каин и Авель видны на лунном диске (см., напр., украинские данные в: Чубинский 1872, 7 [Чубинський 1995, 1, 16-17]); о том же говорят и архангельские сведения: Ефименко 1877, ч. 1, 171, 185.

( Поляки считали, что на луне видны Kain i Abel: первый убил второго за то, что тот "skladal lepsze snopy" (Relacje... 1989, 114); см. также: Slownik 1996, 166. Болгары полагали, что на луне два брата (Каин и Авель), один из которых убил другого и носит на спине. Называется и причина убийства - неспособность разделить имущество (см.: Бадаланова 1997, 44-45). Поверье о том, что на луне видны Каин и Авель, известно и у румын; см.: Свешникова, Цивьян 1979, 170.

АДАМИЙ ДЕДУШКА, БАБУШКА АДАМУШКА

= Дедушка Адамий, бабушка Адамушка: Арх. о., Адоньева, 36; там же, 37; дедушка Адам и бабушка Адамушка: там же, 37; дедушка Адамушка: там же, 23 (ср. Адам®, Романушка®, Доманушка®, Отаманушко®).

( 4 упоминания (1 раз без бабушки).

( В приговоре, когда приведешь в дом новую скотину. Только дедушка Адамушка - в приговоре при переходе в новый дом.

( К ним обращаются с просьбой: "примите вновь прибывших скотинок". К дедушке: "пусти с серой кошечкой пожити"

( Очевидно, домовой и его жена

ДЕДУШКО-ДОМОВЕДУШКА, БАБУШКА-СЕРАФИМУШКА

= Дедушко-Домоведушка(о), бабушка-Серафимушка: Арх. о., Адоньева, 24, 35.

( 2 упоминания.

( В принципе нарицательная номинация Домоведушка рядом с антропонимом Серафимушка как бы "подтягивается" до статуса имени собственного.

( При переезде в другой двор их приглашали специальным приговором с собой. Во втором тексте заботятся о скотине.

( Очевидно, домовой и его жена

ВЕЗИ, ПУЗИ, СИНИ СЫНОВЬЯ БАБЫ-ЯГИ

= Три сына Бабы-Яги: Вези - вяжет килу, Пузи - пузит ее, Сини - синит: судное дело 1728 г., Барсов 1893, 218 (ср. Баба-Яга®).

( 1 упоминание.

( Имена их, вероятно, представляют собой онимизированные императивы (хотя не исключен и обратный вариант).

( Исцеляют: людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа).

ДОНСКОЙ, МОРСКОЙ, ВОДЯНОЙ ДЕДУШКА

= Дедушко Донской, дедушко Морской, дедушко водяной: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2733 (из контекста ясно, что все три воспринимаются как один персонаж). Ср. Донской царь®.

( 1 упоминание.

( "Дедушкой" обычно эвфемистически называли домового. Донской в таком случае может восходить к слегка искаженному в результате табуирования слову дом, превратившемуся в Дон. Ср. обычное обращение к домовому дедушка или дядя. С другой стороны, общий "водяной" ряд заставляет предполагать здесь все же водяного: перед нами своеобразная контаминация домового дедушки и морского царя. О последнем в русском фольклоре см.: Афанасьев 1868, т. 2, 211(213.

( Исцеляет людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

ДОНСКОЙ ЦАРЬ

= Чарь (т. е. 'царь') Донской, зверь морской, дедушка водяной: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2776. Ср. Донской, морской, водяной дедушка®.

( 1 упоминание.

( См. комментарий к Донской, морской, водяной дедушка®.

( Исцеляет людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

( Просьба дать водицы ключевой на уроки и пр.

ОТАМАНУШКО ДЕДУШКА ДОМОВОЙ

= Дедушка Отаманушко: Арх. г., Ефим. 2, 158.

( 1 упоминание.

( Защищает: скот от всех несчастий.

РОМАН ДЕДУШКА, РОМАНОВНА БАБУШКА

= Дедушка Роман, бабушка Романовна: Волог. о., Адоньева, 19 (ср. Романушка, Доманушка® и др. подобные пары).

( 1 упоминание.

( Об имени дедушки и бабушки см.: Романушка, Доманушка®.

( Защищают: скот от всех несчастий.

( Приговор при оставлении дворовому подарка - кусочка холста.

( Очевидно, дворовой с женой, практически отождествлявшийся с домовым.

РОМАНУШКА ДЕДУШКА, АТАМАНУШКА БАБУШКА

= Дедушка Романушка, бабушка Атаманушка: Арх. о., Адоньева, 34.

( 1 упоминание.

( Об имени дедушки см.: Романушка, Доманушка®.

( В приговоре, когда приведешь в дом новую скотину.

( К дедушке обращаются с просьбой поить, кормить, гладить корову, не бить ее и не давать жене и детям делать этого.

( Очевидно, домовой и его жена.

РОМАНУШКА ДЕДУШКА, ДОМАНУШКА БАБУШКА ДОМОВЫЕ

= Домовые дедушка Романушка и бабушка Доманушка: Арх. о., Аст., 47-48 (ср. Романушка, Ософья Соломитьевна®).

( 1 упоминание.

( Имя бабушки явно отсылает к слову дом, но и к христианскому имени Домна, а имя дедушки оказывается по сути тем же, но слегка замаскированным при помощи обычного для образования табуистических и заместительных (например, в загадках) номинаций изменения начального консонантизма. Ср. диал. нарицательное название домового на Русском Севере доможил, доможир и т. п. (напр., обращение дедушко-доможирушко в приговоре при входе в новый дом: Арх. о., Адоньева, 22), а также Домоведушка®.

( Защищают: скот от всех несчастий. Пускают во двор корову, опекают и холят ее, не дают обидеть.

( Очевидно, домовой и его жена.

РОМАНУШКА ДЕДУШКА, ОСОФЬЯ СОЛОМИТЬЕВНА БАБУШКА

= Дедушка Романушка, бабушка Ософья Соломитьевна: Арх. о., Адоньева, 38 (ср. Романушка, Доманушка®).

( 1 упоминание.

( Об имени дедушки см.: Романушка, Доманушка®.

( Защищают: скот от всех несчастий.

( Очевидно, домовой и его жена.

ЧУДА ВОДЯНОЙ

= Чуда Водяной: б. м., Сах., 22.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от зубной боли.

( Берет больной зуб у заговаривающегося.

_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.  ;баунс;
Огнея
Огнея
Школа современной магии
Школа современной магии

Сообщения : 2794
Дата регистрации : 2013-02-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Демонизированные персонажи в русских заговорах Empty Re: Демонизированные персонажи в русских заговорах

Сообщение автор Огнея Пн Мар 09 2020, 17:08

ПРОТИВНИКИ

ИРОД ЦАРЬ (ЕГО ЦАРИЦА СОЛОМИЯ)

= Царь Ирод: Арх. о., Майк., 133; МГУ-59, ФЭ-03: 3997 (12 Иродов); Ворон. г., Майк., 468; Забайк. о., Майк., 468; Костр. г., Вин. 1, 72-74; Вин. 2, 6-7; Новг. г., Гер., 164, 174; Попов, 239; Олон. г., Вин. 1, 31-32; Сарат. г., Майк., 467, 563; Свердл. о., Остр., 138; Тамб. г., Майк., 465-466; Яросл. г., Балов, 425-426; Бусл., 1596-1597; Попов, 236; б. м., Вохин, 490; Забыл., 313, 331, 359, 361; Cax., 23-25, 29; Тих. Лет. 4, 79; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 56; Щуров, 164-167; "царица Ирода царя, во имя Соломiя", Влад. г., Майк., 437-438; Ирод-муж: Арх. о., Адоньева, 117.

( 38 упоминаний (1 раз Соломия).

( Вариантов имени не обнаружено.

( В большинстве случаев он не выполняет каких-либо функций, но несколько раз упомянут в функциях: вызвать (присушить) чью-либо любовь (в "черных" присушках) и защищает людей от врагов (мотив мертвеца). Ирод-муж помогает от ураза (ушиб, рана): как исчезают его жены, так бы и "это место". К Соломие обращаются в "черном" тексте с просьбой послать своих 12 дочерей-лихорадокДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2 разбить и распилить белый ЛатырьДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2 камень, чтобы "выпять" из него огонь для присушивания любви.

( Повелитель бесов, отец (брат, дядя) 12 лихорадок (Соломия - их мать). У Ирода-мужа 9 жен, количество которых постепенно уменьшается (исчезают по одной). Ворон, мешающий охотнику, ссылается "за синее море ко Ироду царю; там Ирод царь бьется, дерется, кровь проливает" (Майк., 133).

( Как указывал еще В. Мансикка (1909, 15), в народных представлениях в один образ соединились два Ирода: Ирод Великий, царь Иудейский, сын Антипатра, брат Саломии, погубивший 14 тысяч вифлеемских младенцев, и Ирод Антипа, его сын, тетрарх Галилеи и Пореи, отнявший у брата Филиппа его жену Иродиаду и казнивший из-за ее коварства Иоанна Крестителя. Кроме того, известны внук Ирода Великого Ирод Агриппа и сын последнего Ирод Агриппа II (см.: Солярский 1881, 88-92).

ПИЛАТ ИГЕМОН

= Бес Пилат Игемон: Яросл. г., Черепан., 81; почтенный демон Пилатат Игемон: ркп. XVIII в., Тих. Лет. 3, 92-93.

( 2 упоминания.

( Титул игемон здесь явно воспринимается как имя собственное.

( Во втором тексте (черная присушка) во имя его и сатаны действует субъект заговора.

( Понтий Пилат, благодаря упоминаниям в Новом Завете и "Символе веры", стал в народных воззрениях полуфольклорным персонажем-злодеем, а то и, как мы видим, бесом, демоном. Ему может приписываться инициатива казни Христа (беседа автора со старообрядцем-липованином Измаильского р-на Одесской обл. летом 1991 г.).

ФИЛИПП БРАТ ИРОДА

= Филипп, брат Ирода: Сибирь, Гром., 92; б. м., Boxин, 490.

( 2 упоминания.

( Без конкретных функций, но явный противник (отец 12 лихорадок).

( См.: Мф. 14. 3. Брат Ирода Антипы, тетрарха Галилеи и Пореи, отнявшего у него жену Иродиаду и казнившего из-за ее коварства Иоанна Крестителя. См.: Мф. 14. 1.-12.

АРХАН-ЦАРЬ

= Архан-царь: Арх. г., Ефим. 2, 202-203.

( 1 упоминание.

( Угрожает Руси.

( Находится на полном людей острове ЯостДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2.

( Ср. упомянутую в одном из списков "Сна Богородицы" гору Архан: Волог. о., Адон., 29.

ИЗАР-ЦАРЬ

= Изар-царь: Енис. г., Красн., 74.

( 1 упоминание.

( Очевидно, трансформация Ирода, т. к. в том же тексте упомянуты его сестры-лихорадки Комухи Изаровны (судя по "отчеству", могли быть изначально дочерями).

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( В речке в улове долбленом - унимает своих сестер Комухов Изаровных.

КАЩЕЙ-ЯДУН

= Кащей-Ядун: б. м., Сах., 19.

( 1 упоминание.

( В сущности, обе части этой номинации именами собственными не являются (как и упомянутая в том же тексте "моргунья Русалка"), но приводятся здесь, поскольку могли восприниматься в народе как ИС. Учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он произвольно их редактировал), форма вообще вызывает сомнения.

( Может причинить вред путнику.

ЛИМАРЬ

= Враг Лимарь: б. м., Сах., 36.

( 1 упоминание.

( По Далю (т. 2, 252), лимарь - южн., зап. - 'шорник', то же значение слово лимар сохранило в современном украинском литературном языке. Учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он произвольно их редактировал), форма вообще вызывает сомнения.

( Грызет зубы - в заговоре от зубной скорби.

ПРОЧИЕ

МИТРОФАН МИТРОФАНОВИЧ ЦАРЬ ЛЕСНОЙ

= Царь лесной Митрофан Митрофанович: б. м., Черепан., 80 (ср. Никифор и МитрофанДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2).

( 1 упоминание.

( Ср. медведя Михаила ИванычаДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2. Об отношении имен-таутонимов, то есть основанных на тавтологическом повторении, к "чужому миру" в фольклорной ономастике см.: Пеньковский 1988.

ПЕРФИЛИЙ ПОП

= Поп Перфилий: старин. ркп., Майк., 496.

( 1 упоминание.

( В заговоре на исцеление скота от червей.

( Червь изгоняется к нему за море (где у попа "поля капусты изнасеяны, медом изполеваны"), что заставляет считать его скорее демонической фигурой (за морем в других текстах может находиться, например, царь ИродДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2).

( Такого имени нет в месяцесловах.

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ БОЛЕЗНИ

Болезни, особенно инфекционные, представлялись русскими крестьянами обычно в персонифицированном виде. Как пишет В. В. Усачева, "Болезнь, по народным представлениям славян, как и других индоевропейских народов, - это результат воздействия сверхъестественных сил - демонов болезней, другой нечистой силы (домового, лешего, вилы и т. п.) или полудемонических существ (ведьм, колдунов, людей с дурным глазом). Демоны болезней, обладающие способностью становиться невидимыми, превращаться в животных, насекомых, вступая в контакт с человеком, через прикосновение или проникновение в тело человека могут вызвать недуг. Болезнь может быть наказанием за нарушение установленных социумом норм поведения - запретов" (Усачева 1994, 56). Немудрено, что демона болезни старались нейтрализовать - то ли заклясть, то ли умилостивить. А для этого нужно знать его настоящее имя. Если же демон болезни все же проник в человека и делает свое черное дело, его необходимо было изгнать - обычно в отдаленные места, куда не доходят голоса домашних животных (ср. сноску Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_cool, где для него накрыты столы, готово угощение и т. п. О формулах и местах отсылки болезней в восточнороманских и восточнославянских заговорах см.: Свешникова 1995.

ВАСИЛИЙ ЧИРЕЙ

= Чирей Василий (Василей): Новг. г., Попов, 240; Черепан, 82; Власова, 196; Арх. о., Ив., 16 и Песк., 73 (материалы экспедиции МГУ 1971 г.); МГУ-73, ФЭ-09: 7498; МГУ-75, ФЭ-10: 6559, 6608, 6614, 6647; 1-й чирей Василий, 2-й Иван, 3-й Демьян: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6663.

( 12 упоминаний.

( В заговорах от чирья или, наоборот, насылающих его на человека.

( Ср. в белорусских заговорах чемерный царь Василь и царица Василиса: Черепан., 82; зуб Максим и зуб Василий: там же.

ТОМАША-ТОМАШИХА-ТОМАШЕ(О)ВА

= Томаша-Томашиха-Томаше(о)ва: Костр. г., Вин. 1, 75; Томаш(: Волог. г., Вин. 1, 64-65.

( 2 упоминания.

( В первом тексте ходит по домам, морит скот и свиней, напускает на людей беду и скудость - в заговорах от болезни свиней заушницы. Ее встречает Исус Христос, беседует с ней и изгоняет в преисподнюю. Во втором - неполном, испорченном заговоре против скотского падежа - ее также встречает Христос, после чего происходит странный диалог: - Все ли у вас хорошо? - Плохое время для скотины. - Возьми 3 горсти овса, 3 ржи, 3 ячменя и корми с молитвой.

Весьма напоминает персонифицированную болезнь, почему и рассматривается в настоящем разделе.

( Ср. мотив встречи с Tomaszem в польском заговоре от болезни свиней (Were(ko 1896, 221) - не исключено заимствование польского имени и сюжета.

ВОСПИНКА ОСИПОВНА

= Воспинка Осиповна: Арх. г., Черепан. 82. Ср. Оспа ИвановнаДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2.

( 1 упоминание.

( Отчество Осиповна образовано по ассоциации с названием болезни.

( В заговоре от оспы.

( Ср. не заговорную Воспу Воспивовну, зафиксированную в Ачинском окр. Енисейской губ.: Демич, 23.

( См. Оспа ИвановнаДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2.

ГРЫЖА

= Грыжа: Вин. 2, 39-40.

( 1 упоминание.

( Из контекста ясно, что перед нами имя собственное персонифицированной болезни.

( В заговоре от грыжи.

ИДВИГА ГРЫЖА, СЪЕДУГА РЫБА

= Грыжа Идвига, рыба Съедуга: Волог. г., Адон., 35 (ср. ГрыжаДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2).

( 1 упоминание.

( Название рыбы образовано от глагола съедать при помощи типичного "рыбьего" форманта - ср. белуга.

( В заговоре от грыжи младенца.

( Рыба Съедуга съедает грыжу - Идвигу у младенца.

КРИВОТА, СУХОТА И ЛОМОТА СЕСТРЫ

= Три сестры Кривота, Сухота и Ломота: Вятск. о., Иван., 40.

( 1 упоминание.

( Ср. имена персонифицированных лихорадок-трясавицДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2.

( Отнимают красоту у девушки.

ОСПА ИВАНОВНА

= Оспа Ивановна: Олон. г., Черепан., 82. Ср. Воспинка ОсиповнаДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2.

( 1 упоминание.

( Отчество Ивановна здесь является как бы "универсальным" женским отчеством (ср. Иванов Иван Иванович), как и в форме полуночница Анна ИвановнаДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2.

( В заговоре от оспы.

( См. Воспинка ОсиповнаДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2.

( По белорусским данным, оспа представляется в виде злой, безобразной старухи "с блещущими очами и выступающим наружу одним крепким зубом", которая брызгает своей ядовитой слюной в намеченную жертву (Ляцкий 1892, 33-34).

ПРИТОШНИЦА, ТИХАНИЦА, СМИРНАНИЦА

= ПрЕтошная Притошница, тихая Тиханица, смирная Смирнаница: Новг. о., Черепан. 82.

( 1 упоминание.

( Первая олицетворяет притку, т. е. сглаз; вторая и третья, видимо, связаны с усмирением плачущего ребенка (см.: Демоны детской бессонницыДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2).

ХОХОРЬ И ХОХОРИХА

= Хохорь да Хохориха: Арх. г., Черепан. 82.

( 1 упоминание.

( М. б., от корь; ср. также созвучные: хорхоры - ' нечистые отрепья, висящие на поношенном платье' - курск, ООВС, 250; хохряк - вятск. 'мерзлый скотский кал', пермск. 'неопрятный', новгор., симб., 'малорослый, слабый здоровьем', а также хворь и польск. choroba, chorze(, chory.

( В источнике не указано, какая болезнь имеется в виду.

ДЕМОНЫ ДЕТСКОЙ БЕССОННИЦЫ

АННА ИВАНОВНА ПОЛУНОЧНИЦА

= Полуночница Анна Ивановна: Арх. г., Черепан., 82.

( 1 упоминание.

( В заговоре от бессонницы младенца.

( Полуночница (ночница, ночнуха, щекотуха и т. п.) - женское демоническое существо, щекочущее ребенку подошвы, отчего тот не спит и кричит.

КАТИЦА, ПОЛУНОЧНИЦА, БЕСПОКОЮЦА

= Катица, Полуночница, Беспокоюца: Арх. г., Черепан., 82; см. также Черепанова 1983а, 37, 43.

( 1 упоминание.

( В заговоре от бессонницы младенца.

( Тождественные полуночнице женские демонические существа, щекочущие ребенку подошвы, отчего тот не спит и кричит.

КРИКСА-ВАРАКСА

= Крикса-варакса: Олон. г., Черепан., 82.

( 1 упоминание.

( Ср. диал. криксы - 'плач младенца', крикса - 'рева, плакса', а также Плаксу и Криксу Демонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2 и звезду Криксу (ЗвездыДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2), защищающую от бессонницы младенца; также круг значений слова варакса - 'пачкун, халтурщик' (Фасмер, т. 1, 273); 'худой писец' - волог. - ООВС, 21; также варакоса - Олон. - 'пустомеля, врун, болтун' (там же; Куликовский 1898, Демонизированные персонажи в русских заговорах Icon_cool.

( В заговоре от бессонницы младенца.

( Тождественное полуночнице женское демоническое существо, щекочущее ребенку подошвы, отчего тот не спит и кричит.

ПЛАКСА И КРИКСА

= Плакса и Крикса: Петербуржск. о., Черепан., 82.

( 1 упоминание.

( Ср. диал. криксы - 'плач младенца', крикса - 'рева, плакса', а также Криксу-ВараксуДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2 и звезду Криксу (ЗвездыДемонизированные персонажи в русских заговорах 00ae.png?v=2.2), защищающую от бессонницы младенца (интересно, что и звезда-защитница, и существо, от которого она защищает, могут носить одно имя, что, возможно, свидетельствует о древнем синкретизме, неразделении этих персонажей).

( В заговоре от бессонницы младенца.

( Тождественные полуночнице женские демонические существа, щекочущие ребенку подошвы, отчего тот не спит и кричит.

РЕВУН, ВОПУН, ЩЕКОТУН, ПОЛУНОЧНИК, ТИХОНЬКИЙ, КРИКЛИВЕЦ, ПЛАКСИВЕЦ

= Ревун, Вопун, Щекотун, Полуночник, Тихонький, Крикливец, Плаксивец: б. м., Черепан., 82.

( 1 упоминание.

( Имена воспроизводят основные функции демона - вызывать рев, крик, плач; способ действия - щекотка; время появления - полночь. Имя Тихонький может быть истолковано двояко - как обозначающее тихий приход демона и как способ магически нейтрализовать его действие, утишить младенца. Ср. номенклатурный перечень названий двенадцати родимцев (судя по контексту - все же прилагательных, хотя вполне способных при других условиях онимизироваться) из архангельского заговора (Бог., 76): "дв±нат'ц'ыть родимц'ев Помливый ревливый Опухливый, Дрисливый Зажымц'ивой денной ноц'ной, полуноц'ной утренней вецёрный полуденной, часовой временной".

( В заговоре от бессонницы младенца.

( Демоны детской бессонницы.

_________________
Я творец своей судьбы - иногда творю, иногда вытворяю.  ;баунс;
Огнея
Огнея
Школа современной магии
Школа современной магии

Сообщения : 2794
Дата регистрации : 2013-02-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения